Наверно, мы не откроем Америку и не изобретем велосипед, если скажем, что музыкальное сопровождение играет важную эмоциональную роль не только при просмотре кино, но и при прочтении книги. Мы же все давно привыкли к аккуратным мелодиям, исполненным на фортепиано, играющим на фоне того, как главный герой приезжает в гостевое поместье и осматривает дом хозяев, решивших приютить его, на широком экране в зале кинотеатра, где актеры разговаривают на родном языке — французском, — а зрителям приходится читать субтитры их редких реплик. Мы также привыкли к написанным специально для фильма эпичным саундтрекам на фоне финальной битвы супергероев — где самые хорошие, красивые и добрые бьются против одного, но с супер-силой человека, обиженного на весь мир и обязательно! на главного героя всей киноленты в особенности. А ещё бывают песни, которые уже известные исполнители пишут тоже специально для конкретной сцены конкретного фильма/сериала, потом композиция ещё несколько месяцев занимает первые места в чартах всех стран мира, залетает как самый популярный для челленджей звук в Тик-Ток, и зачастую мы ведь продолжаем ассоциировать условную эту песню с тем самым фильмом/сериалом, с той самой сценой, где главный герой чересчур наигранно признаётся в любви своему партнеру по сцене, с которым/-ой знаком от силы сутки.
Ладно, это все конечно очень утрировано. Но это правда.
В кино — визуальный ряд, сюжет, актеры, мораль являются своеобразными эмоциональными триггерами для зрителя. Другими словами, кино всегда рассчитано на то, чтобы вызвать у зрителя эмоции, чего можно достичь, например, профессиональной игрой актеров (или наоборот, ужасно нелепой — эмоции у зрителя все равно будут, просто другие), красивой «картинкой» (когда хочется скринить каждый кадр, как например при просмотре «Чунгкингского экспресса», или это только у меня так?), сильно завернутым, заставляющим сидеть в напряжении сюжетом и главной мыслью, которая после просмотра ещё неделю не выходит из головы и заставляет задуматься. Музыкальное сопровождение является ещё одним таким триггером, который вызовет у зрителя эмоцию, а положительную или отрицательную — это уже заботы музыкального супервайзера. Такой человек занимается тем, что подбирает мелодии, песни, треки, которые идеально бы подошли по эмоциональному тону и настроению конкретной сцене, конкретному персонажу и актеру, который играет этого персонажа. Музыка задаёт тон, таким образом дополняя сцену и вызывая больше эмоций у зрителя.
А как дело обстоит с упоминанием музыкальных композиций в книгах? Именно упоминанием, ибо иного способа привнести в книгу звук, увы, не существует. Разве что записывать на CD-диск плейлист, состоящий из нужных композиций, и продавать его вместе с книгой. Однако, такие попытки авторами и издательствами, разумеется, уже совершались, но видимо не увенчались успехом (экономической выгодой и спросом на неактуальные в последнее десятилетие диски).
Несмотря на отсутствие возможностей придания эмоциональной окраски книге через музыкальное сопровождение, многие авторы спокойно упоминают название песни и исполнителя в контексте. «Какой-то оркестр душевно исполнял битловский «Norwegian Wood», — написал Мураками на первой же странице своей одной из самых известных книг.
Практика показывает, что большинство даже не обращает внимание на то, что автором была упомянута какая-то песня. Они читают строки, пытаются вчитываться в текст, но подобные детали просто не замечают. Намного же меньшее количество людей, замечая упоминание музыкальной композиции, как можно скорее пытается обратить к Гуглу, чтобы послушать ее. Еще есть люди третьей категории.
Это те, кто возможно и хотел бы узнать, что же за песню герой услышал в исполнении оркестра по прилёте в Германию, однако «ссылка» оказалась не кликабельна, а тратить лишние минуту двадцать на поиск телефона или компьютера (на это уходит секунда, ведь гаджеты всегда с нами), набор тринадцати знаков в строке поиска, ожидание результата и попытки мобильного интернета воспроизвести найденную композицию, видимо не хочется. Ещё можно выделить людей «вне категории», так как у всех порой возникает такая проблема: слушать композицию и параллельно читать книгу не получается — ты либо акцентируешь внимание на текст и тогда упускаешь песню, либо вслушиваешься в текст и мелодию песни, а прочитанное в это время не улавливаешь, из-за чего приходится перечитывать заново.
Я знаю девушку по имени N., которая по ходу прочтения книги составляет плейлист, куда добавляет композиции, которые либо были так или иначе упомянуты в книге, либо по ее личным ощущениям очень подходят атмосфере, царящей на страницах чтива. Таким образом получается полноценная музыкальная версия книжного произведения, которую хочется включать во время чтения или же после, когда захочется вспомнить пережитые при прочтении книги эмоции. Ведь музыка определенно поможет сделать это. Наш мозг — точно так же, как и с фильмами — будет ассоциировать конкретную песню с конкретным эпизодом книги, будет придавать ему трёхмерность.
Помимо придания эмоциональной окраски можно отметить вот ещё что. Музыка, которую герои слушают в книгах, отражает не только атмосферу происходящего, но может и указывать на внутреннее состояние персонажа, его мысли и переживания. Порой, аккуратное вплетение композиций в сюжет и отказ от описания деталей становится неким концептуально завуалированным сообщением автора читателю — некоторые порой в качестве своего фирменного стиля упоминают как можно больше песен.
Когда автор упоминает в тексте музыкальную композицию или ее фрагмент, он дает читателю таким образом больше места для размышлений. Мы ведь любим визуализировать сцены, да ещё и под красивую музыку. Слушая указанную песню, мы производим в собственной голове интерпретацию написанного и можем при этом добавить пришедшие к нам в голову детали, завершающие образ. Мы — люди, имеющие хотя бы небольшое количество воображения, — буквально можем погрузиться в произведение и почувствовать себя на месте героя.
Конечно, все это возможно и без воспроизведения песни, да. Но, согласитесь, она как будто придаёт волшебства, а всему действу судорожного поиска нужной композиции в интернете — таинства, к которому хочется возвращаться.
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊