5 подписчиков

Фаюмские портреты

Особого внимания и более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.
"Портрет Евтихия", 100-150 гг. н.э.
"Портрет Евтихия", 100-150 гг. н.э.
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-3
Портрет девочки, I-III вв. н.э.
Портрет девочки, I-III вв. н.э.
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-5
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-6

На них можно смотреть постоянно. Они подкупают своей цельностью, образностью, естественной красотой, выглядят очень живо. Даже невозможно себе представить, что эти работы художников являются заупокойными портретами и атрибутами загробного ритуала,- это египетская погребальная традиция с греко-римским влиянием. Уже очень много написано относительно происхождения и истории открытия фаюмских портретов.

Рассмотрим кратко их небольшую историческую справку. Во-первых, термин "фаюмский портрет" берёт своё название по месту первой крупной находки, совершённой в конце XIX века британской экспедицией во главе с известным археологом Флиндерсом Питри в Фаюмском оазисе в Египте. Там были обнаружены мумии, которые находились в фаюмских некрополях Хавара и Саккара-Мемфис. Они имели покровную ткань в зоне головы со вставленными в неё портретами на деревянных досках. Ниже, под бинтами находились таблички с указанием имён умерших, их возраста и рода деятельности.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-7
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-8
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-9
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-10
Портрет знатной женщины в красной тунике, Хавара, Египет, нач. IIв. н.э. Нац. галерея Шотландии, Эдинбург
Портрет знатной женщины в красной тунике, Хавара, Египет, нач. IIв. н.э. Нац. галерея Шотландии, Эдинбург
Фаюмский портрет не на доске как обычно, а на холсте, - "Портрет Алины",  24 г. н.э. , Египет, Римская империя. (Египетский музей и собрание папирусов, Берлин)
Фаюмский портрет не на доске как обычно, а на холсте, - "Портрет Алины", 24 г. н.э. , Египет, Римская империя. (Египетский музей и собрание папирусов, Берлин)

Эти произведения относятся к периоду раннехристианской культуры (I-III вв. н.э.). Этот период стал основой для формирования в будущем византийского и западноевропейского искусства. Период христианской античности и времени исполнения живописи в катакомбах. Фаюмские портреты это, прежде всего, прижизненные портреты покойных. На них изображены часто юноши и девушки в расцвете лет, а также есть лица немного постарше и дети.

"Фаюмский портрет женщины в голубой накидке" 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
"Фаюмский портрет женщины в голубой накидке" 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Фаюмские портреты людей с венцами на головах, I-III вв. н. э., Фаюм, Египет, Римская империя
Фаюмские портреты людей с венцами на головах, I-III вв. н. э., Фаюм, Египет, Римская империя
Фаюмские портреты людей с венцами на головах, I-III вв. н. э., Фаюм, Египет, Римская империя
Фаюмские портреты людей с венцами на головах, I-III вв. н. э., Фаюм, Египет, Римская империя

Судя по изображённым на них одеждам и прическам, можно предположить, что на портретах перед нами предстают люди часто высшего сословия: роскошные патрицианки в дорогих убранствах, мужчины часто с золотыми венками (тиарами, диадемами) на головах, а также другие люди, по всей видимости, их круга или просто самые обычные люди.

Фаюмский портрет "Портрет юноши", пер. пол. II века н.э., Фаюм, Египет, Римская империя  (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва)
Фаюмский портрет "Портрет юноши", пер. пол. II века н.э., Фаюм, Египет, Римская империя (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва)

В глубокой древности существовал обычай награждать людей за какие-либо заслуги венками. Римские легионы использовали военные награды как знак признательности за проявленный героизм в бою. Эти венки, в действительности, плелись чаще всего из листьев лавра или оливы. Но ближе к эллинистической эпохе, венки предназначались только для царских особ и изготовлялись из листового золота.

Древнегреческий золотой лавровый венок. Кипр, VI-III  вв. до Р. Х.
Древнегреческий золотой лавровый венок. Кипр, VI-III вв. до Р. Х.

Венки были различны между собой : гражданские, фасадные, стенные, морские, лагерные, овационные и масличные.

Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии ( Боспорское царство), II-III вв. по Р.Х.
Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии ( Боспорское царство), II-III вв. по Р.Х.

Масличные венки предполагались для тех, кто удостоился триумфа, но лично в сражении не участвовал. В античном Египте венок имел тоже своё значение,- лишь боги и фараоны обладали правом носить венок. Изготавливался такой венок из оливковых листьев. Со времени Нового царства, умершим и их правителю в подземном мире даётся венок "оправдания". Этот обычай- символическое выражение доказания невиновности перед посмертным судом.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-19

Венок в христианстве- символ вознаграждения. Это символ мужества, победы над тьмой, грехом и смертью. Ещё является эмблемой Священства и Верховной власти Царя Небесного. Такое значение венца можно найти в Священном Писании Нового Завета. Например: "И когда явится Пастыре-начальник вы получите неувядающий венец славы" (1 Петра 5:4). И ещё: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его". (2 Тим 4:8)

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-20

Можно предположить, что эти люди могли знать о существовании христианской веры ещё при жизни, но христианской символики здесь у них ещё нет. Здесь нет креста.

А мы знаем, что широкое распространение креста как христианского иконографического символа началось лишь с 4 века.

То есть символика ещё только закладывается и формируется в это время. Кто-то вспомнит изображения Анубиса и царя Осириса, которые являются ещё языческими символами загробного мира. Вот здесь имеются изображения двух птиц на груди с двух сторон у усопшего: птица Гор - символ бога Неба и Солнца и Загробного мира. По поверьям ранних христиан, приручённый Ястреб или Сокол олицетворял собой новообращенного из язычников. А кто знает, может эти изображения могли послужить наглядными прообразовательными смыслами христианского вероучения о Всеобщем Воскресении?

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-21

Это ещё языческая, эллинская культура на пороге формирования христианского вероучения. Но в портретах уже ощутимо такое христианское понятие как "Царство Небесное"(поскольку оно уже не земное) или "Жизнь Вечная". Сравнивая портреты отдельных лиц, складывается общее впечатление, что мастера совершенно разные по уровню исполнения живописи, но школа письма одинаковая.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-22
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-23
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-24
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-25

Портреты были выполнены в технике горячей энкаустики. Эта такая техника живописи, в которой воск является связующим пигмента с доской. Существует какже техника холодной энкаустики, но в ней воск не плавится вместе с пигментом при высокой температуре. Горячие пигменты с воском наносились специальным мастехином ( металлической палочкой, ложечкой), при этом воск быстро застывал и что-то исправить на изображении в дальнейшем уже было невозможно. Здесь важна точность, внимательность и профессиональная выучка художника как специалиста. Такая живопись выглядит пастозно, заметны движения которыми наносился красочный пигмент с горячим расплавленным воском на поверхность доски. Зато такая непростая техника позволяет сохранить воздушность плавных переходов разных цветов и оттенков в друг друга.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-26
 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-27

Художники заметно разбирались в анатомии и очень любили атрибутику в одежде. Особый выбор цветовой гаммы, вообще удачные цветовые сочетания, хороший рисунок, правильная передача формы и объёма. При этом лица разные - часто светлые, бывают смуглые.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-28

Большинство людей на портретах представлены фронтально или в три четверти.

Главный элемент, который выделяется во всех в лицах - это глаза. Акцент на глаза и портретное сходство с изображаемым, всё остальное-не так важное, второстепенное, не должно отвлекать от главного. Черты лиц часто пропорциональные, гармоничные, соразмерные. Нет повторяющихся индивидуальностей, нет ни одного. При этом ещё и у каждого изображённого на портретах свой характер. Встречаются часто очень спокойные и умиротворённые лица, бывают надменные, или, напротив, очень открытые и проницательные.

 Особого внимания  и  более подробного рассмотрения заслуживают фаюмские портреты.  На них можно смотреть постоянно.-29

А это ещё одна особая черта общая для всех фаюмских портретов - психологизм.

" Imago animi vultus est ", что дословно можно перевести как: "лицо есть зеркало души". Считается, что первоначально фраза принадлежит известному древнеримскому оратору и философу Марку Тулию Цицерону (106 - 43 гг.до н.э.)

И действительно, здесь "глаза являются зеркалом души", внутреннего мира, спокойного созерцания, гармонии. Портреты неподдельно живые...

Особенно прекрасно, когда есть возможность увидеть их воочию. На данный момент известно всего около восмиста фаюмских портретов дошедших до нашего времени. Большинство этих портретов находятся в разных музеях мира, а у нас в России имеется собрание их в количестве 23 произведений в музее ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.