Как начиналось семейство лаГГов
Знали ли вы с чего начиналось семейство ЛаГГов? В этой статье мы рассмотрим первую модификацию данного семейства, как появилась идея создать данный истребитель, его характеристики, а так же его эффективность и подведем в конце итоги
ЛаГГ одноместный многоцелевой поршневой истребитель введённый в эксплуатацию в 1941 году. История создания начинается в тридцатые года прошлого века, в то время главным специалистом считался Н. Н Поликарпов создатель таких моделей И-15 и И-16. Двум версиям довелось себя показать во время воздушных боев в Испании, но когда подошла вторая половина данного конфликт, им пришлось встречаться с весьма опасными Bf-109. ВВС резко потребовались новые истребители с более высокими характеристиками. Поэтому в 1939 году полностью сменилось руководство и был организован НКАП — Наркомат авиационной промышленности. Возглавил его М. М Каганович, старший брат более известного Кагановича. Именно с этим человеком было связано появление на свет ЛаГГ-3. В мае 1939 года было создано новое конструкторское бюро под номером 301(первое время истребитель называли И-301). Первый прототип был создан весной 1940 года. 28 Марта летчик-испытатель впервые поднял его в небо, а уже 1 мая самолет принимал участие в воздушном параде над красной площадью. Летом были проведены государственные испытания в ходе который самолет был доработан и рекомендован под обозначением ЛаГГ 1. Доработок было не мало и вошел как ЛаГГ-3. Первый серийный был принят на вооружение 23 января 1941 года, в марте этого же года был принят на вооружение. За 4 года эксплуатации (1940-1944) было изготовлено на производстве 6528 ЛаГГ 3
Модификации
Модификаций данного семейства было много, и каждая чем то отличалась, например:
И-301 (И-22) — прототип. В 1940 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 30 марта 1940 года.
«105» — опытный с двигателем М-105ПФ2. Отличался конструкцией фюзеляжа. Разработан В.П.Горбуновым. Изготовлен весной 1943 года.
Гу-82 — опытный с двигателем воздушного охлаждения М-82. Силовая установка полностью взята от Су-2. Разработан М.И.Гудковым. Изготовлен в августе 1941 года. Изготовление второго образца прекращено из-за эвакуации.
К-37 — опытный с 37-мм пушкой Ш-37. Разработан М.И.Гудковым. В 1941 году переоборудовано 3 серийных самолёта 1 серии.
ЛаГГ-М-82 — опытный с двигателем М-82. Разработан С.А.Лавочкиным в конце 1941 года.
ЛаГГ-1 — истребитель с тремя топливными баками и радиополукомпасом. Переоборудован в 1940 году из И-301. Первый полёт 25 октября 1940 года.
ЛаГГ-3 — серийный истребитель с усиленным шасси, 5 топливными баками. Выпускался в 1941-1944 годах.
ЛаГГ-3 1. С двигателем М-105П, увеличенными воздухозаборниками. Вооружение состояло из 1 пулемёта БК в развале цилиндров, 2 синхронных пулемётов БС и 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 4. С двигателем М-105ПА, увеличенным воздухозаборником на левом борту и отсутствием воздухозаборника на правом, высокой антенной мачтой за кабиной. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС и 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 7. С крыльевыми топливными баками меньшего объёма.
ЛаГГ-3 8. С отсутствием пулемётов ШКАС. Вместо пушки ШВАК иногда устанавливалась ВЯ-23. Выпускался с конца 1941 года.
ЛаГГ-3 11 — истребитель-бомбардировщик. С 6 реактивными орудиями РО-82 и 2 бомбодержателями ДЗ-40 под крылом, новым воздухозаборником под фюзеляжем, отсутствием крыльевых баков. Вместо бомб мог нести 2 ПТБ по 80 л. Часть самолётов оснащалось лыжным шасси. Выпускался зимой 1941-1942 годов.
ЛаГГ-3 15. С автоматическими предкрылками.
ЛаГГ-3 23. С новым хвостовым оперением, хвостовой антенной стойкой, изменёнными выхлопными трубами. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта БС. Выпускался весной 1942 года.
ЛаГГ-3 28. С двигателем М-105ПФ, радиостанцией РСИ-4. Вместо общей выхлопной трубы применены выхлопные патрубки, общие на 2 цилиндра. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Выпускался с июня 1942 года.
ЛаГГ-3 33. С винтом ВИШ-105СВ, изменённым хвостовым оперением.
ЛаГГ-3 34 — истребитель танков. Отличался 37-мм пушкой НС-37. Осенью 1942 года на заводе No31 изготовлено 40 самолётов.
ЛаГГ-3 35. С автоматическими предкрылками, увеличенным радиатором, изменённой формой воздухозаборников, убирающимся хвостовым колесом. Выпускался с августа 1942 до весны 1943 года на заводе No31.
ЛаГГ-3 41. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС, 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 66. С облегчённым каркасом фюзеляжа, бронестеклом в передней части фонаря кабины, формой воздухозаборников, бомбодержателями с зализами. Часть деталей унифицирована с самолётом Як-1. Выпускался с весны 1943 до середины 1944 года.
ЛаГГ-3 — разведчик с фотоаппаратом АФА-1. Переоборудована часть самолётов 8 серии.
ЛаГГ-3 — облегчённый, с двигателем М-105ПФ, и измененным составом оборудования. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта УБС. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году. Выпущен малой серией на заводе No31.
ЛаГГ-3 «дублёр» — опытный с двигателем ВК-105ПФ2. Конструкция аналогична самолёту «105». Вооружение состояло из пушки ВЯ-23 и пулемёта УБ. Изготовлен весной 1944 года.
ЛаГГ-3 ПВРД — опытный с ПВРД. Разработан в 1941 году
ЛаГГ-3Ф — опытный с двигателем М-107. Разработан В.П.Горбуновым. В 1943 году изготовлено 2 самолёта.
ЛаГ-5 — опытный с двигателем М-82. Вооружение состояло из 2 пушек ШВАК. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году.
Характеристики Данного истребителя
Экипаж
- 1 пилот
Размеры
- Длина, м: 8.81
- Высота, м: 4.40
- Размах крыла, м: 9.80
- Площадь крыла, м2: 17.62
Вес
- Масса пустого, кг: 2480
- Масса нормальная взлетная, кг: 2990
- Запас топлива, кг: 340
Двигатель
- Тип двигателя:: М-105ПФ
- Мощность, л. с., номинал: 1180
Скорость
- Максимальная скорость у земли, км/ч: 542
- Максимальная скорость на высоте, км/ч: 580
- Максимальная скороподъёмность, м/мин: 893
Дальность полета
- 650 км
Практический потолок
- 9800 метров
Плюсы и минусы:
Получился довольно противоречивым. Задумывался он как тяжелый истребитель, но не по массе, а по вооружению. Пушка ШВАК 20-мм или ВЯ 23-мм, 2 пулемета БС 12,7-мм, 2 ШКАСА 7,62-мм и все это можно было поставить в носовую часть. На крыльях огневых точек не было. Так же главным плюсом было то что он не горел в отличие от Яка и МиГа. Сильным минусом стала его силовая установка, она уступала многим другим. Но при этом в умелых руках он был мощнейшим оружием, мог сбить бомбардировщик.
Итоги
Эффективность была довольно посредственная, но то, что на основе в конечном счете удалось создать такие машины, как Ла-5 и Ла-7, свидетельствует о том, что и исходный истребитель вовсе не был настолько «безнадежным», как это может показаться. Многие заложенные в него идеи оказались вполне правильными – например, исключительная эффективность элеронов Ла-5 напрямую унаследована от его «противоречивого» предшественника. По всей видимости, следует считать необходимым этапом естественной эволюции истребительной авиации СССР, без которого не удалось бы прийти к созданию более совершенных конструкций.
Это моя первая статья которую я написал на дзене так что прошу ее оценить комментарием,отзывы помогут мне улучшить качество статей.«Если моя статья была вам полезна, буду благодарен, если вы поставьте мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».