Найти тему
Борец за выживание

Школьному музею посвящается...

Добрый день, друзья!

Не только почти продали и развалили Россию «реформаторы» 90-х. Память историческую пытались стереть. Советское прошлое усиленно пытались уничтожить.

Процесс развала страны катком прошелся и по нашему бывшему школьному музею «Истории комсомола Приокского района».

Школьному музею, который большим трудом и титаническими усилиями создавали многие люди:сотрудники заводов-шефов( в то время школы курировали близлежащие предприятия), учителя школы и ученики (комсомольцы и пионеры) по материалам, переданным им Советом ветеранов района и заводским музеем. А потом – школьного музея просто НЕ СТАЛО. Люди, отдавшие музею много сил, ГОДЫ НАПРЯЖЁННОЙ РАБОТЫ, забыты.

Пришло время восстановить историческую справедливость…

Ваша покорная слуга была в активе музея, поэтому все эти годы было очень больно за утерянную память о людях, творивших историю. Пусть в рамках отдельно взятого музея. Но - ИСТОРИЮ! Люди уходят, но память о них должна остаться.

Музей был создан в 1981 году при школе №32 Нижнего Новгорода.

Директор нашей школы Северина Кима Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе Шилова Нина Сергеевна(на фото 2 ряд 3 слева), старшая вожатая Малеева Валентина Федоровна, вожатая Здрыкина Марина, секретарь комитета комсомола Горячева Ольга(3ряд1справа), были главными вдохновителями и организаторами музея. Материалы, предположительно были предоставлены дирекцией завода НИТЕЛ(ранее – им. В.И. Ленина, а в начале 20в Сименс и Гальске). А учениками – экскурсоводами из разных классов руководили: учителя русского языка и литературы Мазур Людмила Давыдовна(на фото 2 ряд 5 слева) и Маслова Людмила Александровна, а затем учитель труда Кудряшова Лидия Анатольевна.

Для выставочного зала заранее был выделен учебный кабинет на 2-м этаже. Заранее была проведена большая кропотливая работа по составлению текста экскурсии. Большой раздел был посвящен первым «маевкам» на Мызе (историческая часть нашего района), первым комсомольцам. Комсомольцы в 20- 30-е годы, работа комсомольцев на заводах района, комсомольцы во время Великой Отечественной войны и далее, в соответствии с историческими вехами развития страны. По сути, это был рассказ об истории страны на примере одного района.

В 1981 году музей открылся. Первую экскурсию проводил член Совета ветеранов района. Далее экскурсии проводили школьники – актив музея.

Начинали работу в активе музея ученики нашего 5Д -10В класса.

10В класс школа №32
10В класс школа №32

Ученики 5Д-10В класса – экскурсоводы: (фото 1) Григорьева Светлана(3 ряд 5 справа), Ошмяна Анжела(3 ряд 1 слева), Баранникова Галина(3ряд8слева), Ковалдова Светлана(3ряд5слева), Гордеев Андрей(1ряд1справа), Францев Михаил(4ряд1слева), Константинова Светлана(3 ряд 2слева), Богдан Ирина(3 ряд, 7справа), , Столярова Татьяна(3ряд4слева),

5Д класс школа№32
5Д класс школа№32

(фото2) :Миколенко Наталья(4 в ряду справа), Теплякова Елена(3 в ряду слева), Борисова Татьяна(3 в ряду справа)

Входили в актив музея и ученики других классов.

По крупицам, с помощью Совета ветеранов района, ребята под руководством учителей помогали собирать материал, вели поисковую работу, встречались с ветеранами, учителя составляли текст экскурсии. Музей посещали школьники, родители, жители района и, конечно, уважаемые ветераны. К стендам добавились витрины с экспонатами. Ордена, медали, личные вещи своих родных приносили дети, ветераны, учителя.

Школьный музей был настоящим патриотическим центром района. Кроме экскурсионной работы, там принимали в пионеры, комсомол, проводили праздничные мероприятия. Собирался Совет ветеранов, секретари райкомов ВЛКСМ(Всероссийский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи). Говоря современным языком-проводилась активная молодёжная политика.

В музее Истории Комсомола
В музее Истории Комсомола
Экскурсии в музее проводят ученики. Мероприятие в музее.
Экскурсии в музее проводят ученики. Мероприятие в музее.

Низкий поклон нашим учителям русского языка и литературы: Мазур Людмиле Давыдовне и Масловой Людмиле Александровне. Из ваших маленьких экскурсоводов выросли грамотные люди, достойные люди. Ваш труд был не зря. Нельзя опустить тот факт, что работа экскурсоводом не только расширяет кругозор, пополняет краеведческие знания, но и значима для развития памяти, хорошо ставит речь. Поэтому все ребята, кто занимался в музее, прежде всего, хорошо учились, а впоследствии стали прекрасными специалистами. Не только в области филологии. Все знают, что умение связно излагать мысли и внятно выражаться ценится в разных областях. А сейчас, в современных условиях, когда сегодняшние ученики совсем могут разучиться связно разговаривать, пользуясь в гаджетах «обломками» слов, начинают фрагментарно мыслить, школьные музеи тем более становятся актуальны.

В 1986 году, когда началась перестройка, музей «переехал» в другое здание, под «крыло» местной районной администрации. Стенды были разобраны, работа школьного музея закончилась. Это было горько. Успокаивает, что мы этого не видели, в этом году как раз закончили школу. Огромная благодарность тем людям, которые в новом помещении не ВЫБРОСИЛИ материалы, сделанные руками учеников школы, руками наших учителей.

Сохранили альбомы про наш школьный музей СЛУЧАЙНО. Личные вещи, которые мы приносили из дома – потеряны. Либо не подписаны. Имена людей, чьи памятные вещи мы передавали школьному музею – утеряны при переезде. Конечно, по принципу: «Лес рубят – щепки летят», все в порядке. Но меня халатность тех людей, кто организовывал переезд музея в 1986 году просто поражает…

Смена эпохи, смена руководства, смена помещения: много причин для забвения…

Конечно, в учебном кабинете школы музею не место. Радует, что он разросся, пополнились выставочные материалы и небольшой школьный музей превратился в «Музей истории Приокского района». Но тот факт, что все СТАРЫЕ МАТЕРИАЛЫ, созданные, в том числе и руками наших учителей, были использованы в новом музее (тексты, стенды), а в сегодняшних экскурсиях совсем не упоминается про школьный музей «Истории комсомола Приокского района» школы №32, с которого, собственно, все и началось – меня лично покоробил. Вот пример забвения на местном уровне. Как же можно было в рамках одного района забыть, с чего все начиналось?

А наши маленькие экскурсоводы – теперь уже зрелые люди. Их дети и внуки имеют право знать, каким полезным делом занимались их родители, бабушки и дедушки. Доброго здравия ныне живущим, и светлая память ушедшим!

#память поколений #перестройка #ссср

#школьный музей #учителя #ветераны #комсомол 

#история #связь поколений