5 подписчиков

Иконография Небесных Сил

188 прочитали

"Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился"

( А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения "Пророк", 1826 г.)

Так кто же этот загадочный "шестикрылый Серафим", который "на перепутье" встретился поэту? Какой он природы, откуда?

Существует определённая иконография Небесных Сил. И у них есть своя целая иерархия в Христианстве. Многочисленное разнообразие Святых Ангелов подразделяется на три иерархии, а каждая иерархия подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, содержащаяся в труде "О небесной иерархии", принадлежащая Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Эти чины самые ближайшие ко Творцу. 

Многоочитый Херувим (фреска)
Многоочитый Херувим (фреска)

Серафимы часто ( но не всегда) могут иметь небольшое отличие от Херувимов по цвету крыльев. Но существует основное отличие - по количеству крыльев: всегда Серафимы имеют три пары крыльев (6 шт.), в отличие от двух пар (4 шт.) у Херувимов.

Византийская мозаика, "Многоочитые шестикрылые Серафимы". Они всегда лицезреют Господа Бога. (По Книге пророка Иезекииля)
Византийская мозаика, "Многоочитые шестикрылые Серафимы". Они всегда лицезреют Господа Бога. (По Книге пророка Иезекииля)

Шестикрылые Ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. А Херувимы являются заступниками Небесного Отца, такие разумные создания, распространители знания, мудрости.

Фрагмент фрески "Причащение Апостолов" (Балканы), по центру изображены рядом два Херувима
Фрагмент фрески "Причащение Апостолов" (Балканы), по центру изображены рядом два Херувима

Престолы представляют из себя тех, на которых Господь Вседержитель «восседает на них, как на Троне или Престоле».

Вторая иерархия: Господства, Силы, Власти. Это второй, сдедующий уровень Ангельских чинов.

 Купольная мозаика "Власти"
Купольная мозаика "Власти"

Третья иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы.

"Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных", икона греческого мастера.
"Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных", икона греческого мастера.

Изображения ангелов с крыльями восходят ещё к V веку. Изображения ангелов, одетых в хитон и гиматий, появились уже в раннехртстианском искусстве, а в VII веке они иогли быть представлены в лоратном облачении. Как небесная свита Христа архангелы наделялись царскими одеждами и атрибутами.

Симон Ушаков "Архангел Михаил, попирающий дьявола",1676 г.
Симон Ушаков "Архангел Михаил, попирающий дьявола",1676 г.

С VII века изображались в композиции " Собор архангелов" в парадных одеяниях византийского двора- в долматиках, перевитых лорами, в расшитых золотом сапожках, а в волосах виднелись ленты- "тороки"(" слухи"). Такие изображения появились в Византии не позднее XI века. Волосы архангелов поддерживает обычно лента, приподнятые концы которой символизируют готовность архангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Гавриила могут быть: сфера, жезл, ветвь или свиток.

Начала-это ангельский чин, управляющий Вселенной, охраняющий страны и народы. Это Ангелы-Хранители целых народов. Архангелы – это такой высший ангельский чин, который означает "главных Ангелов"— преславных вестников Божиих, посланных людям для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа.

Собор архистратига Гавриила. Около 1560 г. Придел Собора Архангела Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля. Посередине изображён Серафим у Престола.
Собор архистратига Гавриила. Около 1560 г. Придел Собора Архангела Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля. Посередине изображён Серафим у Престола.

Ангелы- бесплотные Силы Небесные "вестники" воли Божией здесь, на земле.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения вестниками и посланниками. Учение об ангелах было разработано в первые века христианства Иринеем, Оригеном, Аврелием, Григорием Назианзимом, Василием Кесарийским и другими богословами: сведения о бесплотных силах содержатся в апокрифической книге Еноха. Почитание святых Ангелов в Церкви восходит к глубокой древности. Она начинается с первых времен бытия мира: в Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов на Ковчеге Завета (Книга Исход 37, 7-9:

"...[7] И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, [8] одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; [9]и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов..")

В образе Ангелов многократно являлся сам Бог. Явление Святых Ангелов пробуждает в людях особое благоговение. А места этих явлений почитались всегда священными. Описание образа и подобия Херувимов находится в Книге пророка Иезекииля (Иез.10:14,15).

 "Духовной жаждою томим,     В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился" ( А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения "Пророк", 1826 г.-8

В свою очередь, Православная церковь признаёт восемь Архангелов, их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. 

Иконография Ангелов складывалась подобным образом на тех ангельских чинах, описание которых есть в Священном Писании.