"Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился"
( А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения "Пророк", 1826 г.)
Так кто же этот загадочный "шестикрылый Серафим", который "на перепутье" встретился поэту? Какой он природы, откуда?
Существует определённая иконография Небесных Сил. И у них есть своя целая иерархия в Христианстве. Многочисленное разнообразие Святых Ангелов подразделяется на три иерархии, а каждая иерархия подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, содержащаяся в труде "О небесной иерархии", принадлежащая Дионисию Ареопагиту:
Первая иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Эти чины самые ближайшие ко Творцу.
Серафимы часто ( но не всегда) могут иметь небольшое отличие от Херувимов по цвету крыльев. Но существует основное отличие - по количеству крыльев: всегда Серафимы имеют три пары крыльев (6 шт.), в отличие от двух пар (4 шт.) у Херувимов.
Шестикрылые Ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. А Херувимы являются заступниками Небесного Отца, такие разумные создания, распространители знания, мудрости.
Престолы представляют из себя тех, на которых Господь Вседержитель «восседает на них, как на Троне или Престоле».
Вторая иерархия: Господства, Силы, Власти. Это второй, сдедующий уровень Ангельских чинов.
Третья иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы.
Изображения ангелов с крыльями восходят ещё к V веку. Изображения ангелов, одетых в хитон и гиматий, появились уже в раннехртстианском искусстве, а в VII веке они иогли быть представлены в лоратном облачении. Как небесная свита Христа архангелы наделялись царскими одеждами и атрибутами.
С VII века изображались в композиции " Собор архангелов" в парадных одеяниях византийского двора- в долматиках, перевитых лорами, в расшитых золотом сапожках, а в волосах виднелись ленты- "тороки"(" слухи"). Такие изображения появились в Византии не позднее XI века. Волосы архангелов поддерживает обычно лента, приподнятые концы которой символизируют готовность архангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Гавриила могут быть: сфера, жезл, ветвь или свиток.
Начала-это ангельский чин, управляющий Вселенной, охраняющий страны и народы. Это Ангелы-Хранители целых народов. Архангелы – это такой высший ангельский чин, который означает "главных Ангелов"— преславных вестников Божиих, посланных людям для укрепления веры, просвещения и познания воли Господа.
Ангелы- бесплотные Силы Небесные "вестники" воли Божией здесь, на земле.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения вестниками и посланниками. Учение об ангелах было разработано в первые века христианства Иринеем, Оригеном, Аврелием, Григорием Назианзимом, Василием Кесарийским и другими богословами: сведения о бесплотных силах содержатся в апокрифической книге Еноха. Почитание святых Ангелов в Церкви восходит к глубокой древности. Она начинается с первых времен бытия мира: в Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов на Ковчеге Завета (Книга Исход 37, 7-9:
"...[7] И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, [8] одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее; [9]и были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов..")
В образе Ангелов многократно являлся сам Бог. Явление Святых Ангелов пробуждает в людях особое благоговение. А места этих явлений почитались всегда священными. Описание образа и подобия Херувимов находится в Книге пророка Иезекииля (Иез.10:14,15).
В свою очередь, Православная церковь признаёт восемь Архангелов, их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.
Иконография Ангелов складывалась подобным образом на тех ангельских чинах, описание которых есть в Священном Писании.