Что нужно знать о камеральных налоговых проверках

2,7K прочитали
Проверки бывают выездные и камеральные. Если выездные проверки для малого бизнеса редкость, то камеральные проводят по каждой декларации, которую вы сдаёте.

Проверки бывают выездные и камеральные. Если выездные проверки для малого бизнеса редкость, то камеральные проводят по каждой декларации, которую вы сдаёте. В статье рассказываем, что это за проверки, как проходят и какие есть права у вас и у налоговиков.

Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)

«Камеральный» означает «производимый в кабинете, лаборатории». Такие проверки налоговики проводят на своей территории. Контролёры оценивают все документы о деятельности налогоплательщика, которые оказались в их распоряжении. Об этом сказано в п. 1 ст. 88 НК РФ.

Цель КНП — проконтролировать соблюдение налогового законодательства, правильность расчёта налоговых платежей и обоснованность заявленных налоговых льгот и вычетов. Проверяют не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и «простых» граждан. Например, по налогу на доходы, имущество, транспорт.

Камеральную проверку проводят в отношении каждой декларации. Для этого налоговики не должны никого уведомлять или спрашивать разрешения.

Проверка начинается с той даты, когда налоговики получили декларацию. Так, если вы отправили отчёт обычной почтой, датой начала проверки считается день, когда в ИФНС его получили, а не когда вы его отправили.

В рамках КНП инспекторы не имеют права проверять другой налог или другой период по тому же налогу. Например, по декларации УСН за 2021 год могут проверять только упрощённый налог и только период в пределах 2021 года.

Сроки камеральной проверки

Стандартный срок — 3 месяца. Дольше «камералка» длиться не может.

Исключение — декларация по НДС. Её проверяют:

  • 2 месяца. Срок могут продлить ещё на 1 месяц, если до окончания основного срока проверки инспекция заподозрит нарушение закона. Решение о продлении срока принимает руководитель или заместитель руководителя ИФНС;
  • 6 месяцев, если декларацию представляет иностранная организация, состоящая на налоговом учёте в РФ.

Если налогоплательщик обнаружит ошибки в сданном отчёте, исправит их и отправит декларацию или расчёт заново, камеральная проверка первого отчёта прервётся и начнётся новая с даты получения «уточнёнки».

Например, ИП сдал декларацию по УСН 25 апреля, а 11 мая обнаружил, что учёл не все доходы, а значит обязан сдать уточнённую декларацию. 13 мая он отправил новый отчёт ценным письмом. 18 мая налоговая его получила, прекратила проверку первого варианта, и начала новую проверку, срок которой будет отсчитываться с 18 мая.

Если вы собираетесь подать уточнённый отчёт, потому что налог оказался меньше, чем посчитали в первый раз, взвесьте все «за» и «против». Это ваше право, а не обязанность. У налоговиков появится дополнительное время для проверки, а ситуации с уменьшением налога они изучают особо тщательно.

Как проходит проверка

Сначала все полученные отчёты проходят автоматизированный контроль без привлечения сотрудников ИФНС. Отчёты проверяются на соблюдение контрольных соотношений.

Если нарушений нет, проверку можно считать законченной.

Если система выявит нестыковки, начнётся второй, углублённый, этап проверки с участием налоговых инспекторов.

Особые правила проверки с 1 июля 2021 года установлены для деклараций по НДС и расчёту страховых взносов. Если показатели отчёта расходятся с контрольными соотношениями, он считается не сданным. ИФНС сообщит об этом в электронном виде не позднее дня, следующего за днём получения декларации. Для исправления налогоплательщику даётся 5 рабочих дней. Если он успеет сдать верный вариант, декларация считается представленной на дату первой попытки.

В ходе камеральной проверки инспекторы могут запросить у вас пояснения или документы.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения могут затребовать, если:

  • в декларации есть ошибки или противоречия;
  • информация в декларации не соответствует сведениям, которые есть у ИФНС. Пример: декларация подписана лицом, который на дату подписания уже не числился в ЕГРЮЛ руководителем организации;
  • в уточнённой декларации сумма налога меньше, чем в первоначальной;
  • в декларации отражён убыток.

В этих случаях инспекторы направят требование, где укажут, какие ошибки и(или) противоречия были выявлены. В течение 5-ти дней со дня получения налогоплательщику нужно будет отправить пояснения, подтверждающие, что отчёт верный, или исправить данные. К пояснениям при желании можно приложить подтверждающие документы.

При этом имейте в виду: всё, что инспекция «нарыла» на основе попавшей к ней информации, навсегда остаётся в арсенале ИФНС, анализируется и используется. Поэтому не давайте инспекторам лишнего повода обращать на вас внимание. Никогда не отправляйте в ИФНС отписки. Тщательно формулируйте всё, что пишите в ответах на запросы. Оставляйте у себя копии всех документов и сообщений, которыми обмениваетесь с инспекцией. Отвечайте только на поставленные вопросы и не пишите лишнего, если вас об этом не спрашивают. Нестыковки в информации один из поводов назначить выездную налоговую проверку.

Важно! Если инспекция отправляет требование почтой, по закону оно считается доставленным на шестой день от даты отправления. Именно с этого момента начнётся отсчёт срока для ответа, даже если вы не получили письмо вовремя.

Чтобы вовремя получать всю корреспонденцию от налоговой и быстро реагировать, лучше применять электронный документооборот. Пользователи сервиса «Моё дело» могут прямо из личного кабинета обмениваться письмами и документами с налоговиками и ПФР.

Если после пояснений обратной связи от инспекции нет, камеральную проверку можно считать пройденной. То же самое с исправлениями, но в этом случае трёхмесячный срок отсчитывается уже с момента подачи уточнённого отчёта.

Инспекторы могут запросить не только пояснения, но и документы:

  • для подтверждения права на налоговые льготы;
  • для подтверждения суммы заявленных налоговых вычетов.

В особых ситуациях инспекторы в ходе камералки могут применять более жёсткие методы контроля:

  • встречные проверки;
  • осмотр помещений;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы.

Например, осмотр могут провести, если в декларации по НДС заявлено возмещение налога из бюджета.

Если при камеральной проверке выявили нарушения

Если ИФНС всё-таки устанавливает факт нарушения закона, в течение 10-ти рабочих дней с даты завершения камералки составят акт проверки. В течение следующих 5-ти рабочих дней инспекторы должны передать его налогоплательщику лично, по ТКС или почтой. Уклоняться от получения акта бессмысленно. Инспекторы сделают соответствующую отметку на документе, отправят его почтой, и акт будет считаться полученным на шестой день.

Если вы не согласны с выводами акта и готовы побороться, закон даёт вам 1 месяц с момента его вручения.

Документы, которые обосновывают ваше несогласие, доказывают правоту, любые другие материалы, которые вы считаете важными, нужно предоставить в ИФНС вместе с возражениями на акт проверки. Инспекторы обязаны дополнить свои материалы документами, полученными от вас.

Когда месяц, предоставленный для возражений, закончится, руководитель или заместитель руководителя ИФНС назначит дату и время рассмотрения результатов проверки. Об этом инспекция обязана известить.

Именно на этом мероприятии будет озвучен результат проверки. Неявка на встречу, как и отказ от получения акта, ничего не изменят решение вынесут без вас.

Решения вступит в силу через месяц. Это время даётся налогоплательщику на обжалование. Если обжалования не будет, через месяц решение начнёт действовать. Если будет получена жалоба решение по результатам рассмотрения отменят либо оно вступит в силу.

Правила обжалования уже вступивших в силу решений по результатам камеральной проверки установлены ст. 137 и ст. 138 НК РФ.

Если проверка прошла успешно

Если за 3 месяца, отведённых на камеральной проверки, вы не получили требований от ИФНС, можно выдохнуть «камералка» прошла успешно. Сообщать об этом инспекторы не будут, но в личном кабинете на сайте ФНС отметка о завершении камеральной проверки появится.

Проверки бывают выездные и камеральные. Если выездные проверки для малого бизнеса редкость, то камеральные проводят по каждой декларации, которую вы сдаёте.-2

Нарушения со стороны ИФНС

Недостаточным знанием Налогового кодекса грешат не только налогоплательщики, но и налоговые инспекторы, поэтому вы можете столкнуться с тем, что

  • от вас требуют документы, которые не относятся к ситуации. Например, при камеральной проверке декларации НДС требуют кадровые документы и расчёты по НДФЛ. В этом случае вы вправе ответить отказом. указать, какое положение Налогового кодекса нарушают инспекторы;
  • повторно требуют одни и те же документы. Если вы уже отправляли такие документы в ИФНС, повторно это делать не обязаны, если только это не были оригиналы, которые вам впоследствии вернули, или если документы были утеряны при форс-мажорных обстоятельствах. В ответе на требование укажите реквизиты документа, которым уже отправляли то что от вас требуют.
  • требуют документы после окончания срока проведения камеральной проверки. Налоговики не имеют на это права, поэтому вы можете написать вежливый отказ, что проверка закончена и ничего пояснять и передавать вы не обязаны (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Но имейте в виду, что отправить требование о пояснениях или предоставлении документов налоговики имеют право и в последний день проверки. Если отправят почтой, вы можете получить его уже за пределами трехмесячного срока, когда уже расслабились и подумали, что проверка пройдена успешно. В таком случае ответить на требование и предоставить документы придётся.

Отстаивать свои права можно и нужно. Важно понимать, что для этого с большой долей вероятности необходимо будет пройти и досудебные разбирательства, и суд.

Например, в рамках камеральной проверки налогоплательщику поступило требование пояснить расхождение между данными декларации. Требование содержало список документов, которые ИФНС намеревалась получить вместе с пояснением. Организация пояснения предоставила, а документы передать отказалась, объяснив в ответе на требование, что п. 4 ст 88 НК РФ предоставляет ей право выбора. Обязанности предоставить документы нет. Инспекция с этим не согласилась и в результате проиграла. Правда, для этого налогоплательщику пришлось проявить настойчивость и обратиться в суд, который вынес решение в его пользу.

Как успешно пройти камеральную проверку

  • сдавайте вовремя декларации и отчёты, не нарушайте сроки уплаты налогов, взносов и сборов;
  • не бегайте от налоговой инспекции и не уклоняйтесь от ее запросов;
  • не выполняйте слепо все указания налоговой. Оценивайте, законны ли полученные требования и запросы;
  • отвечайте инспекторам строго по существу и осмотрительно;
  • отслеживайте всю информацию, которую размещаете в открытых источниках. Помните: инспекторы имеют к ней такой же доступ, как и ваши покупатели и заказчики. ИФНС активно использует эти сведения в своей работе;