«Когда внутри у нас небезопасно, мы становимся закрытыми и неосознанными»
⠀
Обида и вина идут в связке.
Только вина - это агрессия, направленная на себя, а обида - на другого.
⠀
Дети часто обижаются, ввиду того, что связи в психике созданы таким образом, что неудовлетворение потребностей приводит к истерике или обиде.
⠀
«Я обиделся!» - говорит маленький ребёнок, насупив нос и топая ножкой.
⠀
А мама встаёт на колено и, вытирая слёзы обьясняет ребёнку, что да, очень жаль! Но существуют ограничения.. Мир не может выполнять все твои желания.
И постепенно ребёнок учится горевать, признавая ограничения близких людей, а через них и мира вокруг.
⠀
В случае, если значимый взрослый сам обижается, нарушает границы и бесконечно требует удовлетворения своих желаний от ребёнка, то второй начинает делать все возможное для мамы.
⠀
Я буду выполнять твои желания.
Я буду учиться где скажешь, есть что скажешь. Потому что иначе последует наказание.
⠀
Такие дети не взрослеют, а вырастают, требуя от мира исполнения желаний.
Если ты не делаешь так, как я хочу, я буду обижаться..
А если не удовлетворил тебя - изведусь от чувства вины.
⠀
Вместо горевания и признания своих и чужих ограничений, человек уходит в детскую позицию, требуя от другого невозможного. Часто даже толком не осознавая своей неудовлетворенной потребности.
⠀
Вместо того, чтобы сказать себе: «как же жаль, что не сложилось!» Маленький взрослый может годами упираться в неполученное, иногда обнуляя все ценное, что было в контакте. Как будто созданное напряжение вернёт другого или заставит исполнить неслучившееся.
⠀
И только «вырастая» человек способен слышать «ПРОСТИ, но НЕТ» от другого и расти через это.
«Мои желания должны исполняться» меняется на уважение и сострадание.
⠀
«Прости, но я не могу ничего для тебя сделать» становятся показателями реальности контакта.
⠀
И ничего не остаётся, кроме как признать горькое «мне очень жаль, что не все идёт так, как я хочу!»
⠀
Но я уже взрослый и мне хватит ресурса с этим справиться..