Найти тему

О монорельсовых поездах: техника на грани фантастики. И немножко фэнтези

Оглавление

Как соотносятся монорельс и скоростные поезда? Есть ли будущее у железной дороги?

В фантастических книгах часто предсказывают то, что потом реализуют инженеры. Или, наоборот, инженеры, читавшие фантастику, потом реализуют идеи оттуда :) Так вот, в фантастике, а тем более, фэнтези железных дорог практически нет, кроме атмосферных стимпанковых миров. В играх – аналогично. Железнодорожный транспорт как-то даже воспринимается немного устаревшим для среднестатистического обывателя города, ведь в Крым или Сочи проще съездить на машине, а в Турцию или Таиланд – слетать на самолёте. Его основной задачей для простого смертного становится передвижение людей в городе на электричке или в метро.

Заигрывания с железнодорожной техникой

Одним из футуристичных образов железной дороги считается монорельс – он, несомненно, выглядит очень эффектно. Не случайно свои варианты монорельса попробовали реализовать все лидеры технологий: Европа, США, Китая-Япония-Корея, а также догоняющие Россия-Бразилия-Индонезия. И…

Красииииво и нерентабельно. Это монорельс из зоопарка Торонто (с)
Красииииво и нерентабельно. Это монорельс из зоопарка Торонто (с)

В большинстве случаев не сложилось. Тема зашла только в Азии: там есть технологии и много людей.

В России, например, единственная монорельсовая трасса стала нерентабельной. Ну да, а что вы хотели? Лезть куда-то ради нескольких остановок? ЩаЗ, естественно, проще спуститься под землю и не мотаться туда-сюда. Реализовывать надо было, как в Азии, - монорельс вписан в метро/электрички.

Здесь самое интересное, что монорельс исторически не сильно отстаёт от двухколейного пути. История двухрельсовой железной дороги теряется на рудниках и шахтах XVI в., однако для пассажирских перевозок его догадались использовать только в XIX в. Монорельс официально начинает свою историю с 1820 г. В России, кстати. И, начиная с этого времени, идёт борьба между 1 и 2 рельсами.

Естественно, 2-рельсовые лидируют благодаря более лёгкому обеспечению устойчивости и, как это ни удивительно, меньшему количеству колёс. Ещё, что характерно, монорельс почти всегда опережал или легко обгонял двухколейку технологически, активно выставлялся на промышленных ярмарках и предлагал огромное разнообразие вариантов. А строили по-прежнему двухрельсовые пути :)

Скоростные поезда – современная тема для конкуренции

По двухвековой традиции монорельс и двухколейка соревнуются в современной нише для конкуренции – скорость пассажирских перевозок. Двухколейка выигрывает на длинных расстояниях с большим отрывом, поскольку использует существующую инфраструктуру. А вот за городские перевозки монорельс пытается зацепиться, ведь у него есть преимущества в плотной застройке и нескончаемом трафике:

+ тишина на уровне разговоров, т.е. громкость у поезда и беседы одинаковая;

+ отсутствие пересечений маршрутов общественного транспорта с личным и грузовым, при этом строительство дешевле метро, да и метро можно построить не везде;

+ надземность. Многие жители мегаполисов проводят в метро по 1,5-2 ч каждый день и фактически не видят Солнца. Это, кстати, основная причина, почему на Медосуре не развивают метро в магических странах.

Надо отметить, что, во-первых, лидером по скоростным разработкам является двухколейная Европа – азиатский монорельс догоняет; во-вторых, в реальной эксплуатации скорости ниже. Более того, именно для городского рынка скорость не актуальна. Т.е. те же японцы поставили рекорд – скорость за 600 км/ч, а в реальности столько не надо.

Европейцы предпочитают развивать простые трамваи, передвигающиеся на одном уровне с машинами, азиаты – экспериментируют с разными уровнями, что для них важнее, чем для европейцев. И совсем не портит облик мегаполиса, наоборот, добавляет новых красок.

И обещанное фэнтези с монорельсом :)

Как известно, главный фантаст современности – Илон Маск. Да, в сфере железнодорожного транспорта он тоже подвизается. Его идея – Hyperloop, вакуумная труба, которая позволяет кардинально снизить трение, хотя на практике за несколько лет реализации проекта особых успехов пока не случилось.

Если развить и углубить фэнтези-составляющую, то:

1) железнодорожный транспорт – основа для порталов;

2) основные проблемы, возникающие сейчас, связаны не с мощностью моторов, безопасностью передвижения или отсутствием финансирования (Маск же находит деньги). Основная проблема – это окружающая обстановка. Скажем, Сапсан не развивает возможную скорость потому, что это небезопасно для окружающих, например, взрослого человека сносит при нахождении на расстоянии 5 м от путей. Тут труба, скорее, нужна не от трения, а для защиты окружающих;

3) пока в скоростном соревновании побеждают пассажирские перевозки на длинные расстояния, хотя, очевидно, на короткие проще обеспечить инфраструктуру для нестандартных решений. Но тут возникает вторая основная проблема – разгон-торможение. Шанхайский маглев, развивающий скорость в 430 км/ч, едет 7 мин, из них, грубо говоря, 3 мин он разгоняется и 3 мин останавливается. Для портального перемещения эти параметры надо сокращать хотя бы до минуты. Т.е. тот же маглев должен разогнаться за минуту до 400 км/ч, пару минут ехать с ней и потом за минуту остановиться;

4) и следующий этап – сделать всё это дёшево и сердито. Вот это как раз из серии фэнтези :) Хотя земные технологии развиваются с такой скоростью, что порталы станут реальностью в городской среде достаточно скоро. Думаю, на базе метро.

Наверно, земной портал будет примерно таким: спускаешься под землю, входишь в арку с нужным маршрутом (арка – стандартное решение портальных ворот в книжках), проходишь немного в другую сторону и выходишь в пункте назначения, тоже через арку. Либо не ходишь, а едешь на эскалаторной ленте, но это сложнее реализовать.

***

Почему порталы на Земле – поезда (наземный рельсовый транспорт), а не самолёты/ракеты.

На Медосуре магия есть, так что там с порталами проще :) Зато наличие магии сильно влияет на имеющийся транспорт. Для крупных городов я выбрала монорельс – корАй, именно потому что он позволяет организовать движение разноуровнево, достаточно тихо и в моём варианте – безопасно. Плюс автопилот, но система автопилота – это отдельная тема. На Земле, по-моему, автопилот для транспорта ушёл куда-то не туда.

Здесь можно почитать, как Мила попадает в Эршен в первый раз и видит кораи.

А ещё на Медосуре есть стрены – это типа смартфона-планшета. Мила увидела стрен воочию в первый раз здесь.

Моя страница на Литнете.

#фэнтези #фантастика #техномагический мир #техника и технологии #Медосур