13 подписчиков

Понятие общественного прогресса: теория для ЕГЭ

194 прочитали

Общество не стоит на месте и постоянно развивается (Самое время вспомнить одно из миллиона определений общества - это динамичная система...). Вот только развиваться оно может разными путями.

Начнем с того, что помимо прогресса, т.е. перехода от худшего к лучшему, есть ещё регресс - обратный процесс, от лучшего к худшего. Не забываем и про стагнацию - это когда ничего не происходит.

Теория эволюции Ч. Дарвина.
Теория эволюции Ч. Дарвина.

  1. Эволюция – это постепенное, пошаговое развитие. Протекает мягко, для общества практически незаметно. Это то самое волшебное "оно само", ибо эволюция происходит без вмешательства человека. Но уж очень медленно. Пример: теория эволюции Чарльза Дарвина. Нельзя заснуть обезьяной и проснуться человеком наоборот тоже.
  2. Революция– это быстрый качественный переход из одного состояния в другое, когда глубоко меняются все сферы общества. Обычно революция начинается «снизу» - организуется народом и предполагает полное преобразование всех сфер общественной жизни. Увы, но не всегда приводит к достижению поставленных целей. Пример: революция Мэйдзи в Японии. Вот здесь был очень резкий скачок, быстрое изменение абсолютно всех сфер жизни общества (от изменений в стиле одежды до экономики). Несмотря на то, что данные изменения проводились государством, мы называем их именно революцией из-за их скорости и масштабности.
  3. Реформа – масштабные преобразования, вводимые законным путем. Отмена крепостного права, пенсионная реформа – что-то, что проводится государством и направлено на изменение только одной сферы жизни общества.
Станция токийского метро. Благодаря революции Мэйдзи в Японии появилось "много всего западного", в том числе архитектура. Фото автора.
Станция токийского метро. Благодаря революции Мэйдзи в Японии появилось "много всего западного", в том числе архитектура. Фото автора.

Некая линейка, с помощью которой мы можем измерить, есть ли в обществе прогресс или нет, называется критериями социального прогресса.

  1. Научно-технический – самый понятный и видимый нами каждый день признак. Технологии шагнули вперед на фантастическое расстояние.
  2. Гуманистический. Проявляется в росте продолжительности жизни, повышения уровня грамотности населения.
  3. Правовой – расширение прав и свобод гражданина.
  4. Социально-экономический – повышение уровня жизни населения.
  5. Моральный – люди становятся более нравственными, начинают лучше относиться друг к другу и окружающему миру.

Давайте разберем задания в форме ЕГЭ по данной теме.

Задание 1: Установите соответствие между характеристиками и видами социальной динамики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание с сайта Решу.ЕГЭ
Задание с сайта Решу.ЕГЭ

Попробуйте сделать самостоятельно, а потом сравнить свои ответы с моими :)

А) 2, революция. Коренным образом-значит полностью.
Б) 3. И реформа, и революция "происходят" в интересах определенных социальных групп.
В) 1. Вряд ли правительство будет осуществлять революцию,
если это не Мэйдзи в Японии, конечно. Но это исключение.
Г) 3. Может показаться, что сюда больше подойдет революция, однако никакая реформа не будет работать, если не встретит поддержку со стороны населения.
Д) 1. Революция слишком быстра и скоротечна для этого определения.

Ответ: 23131.

Задание 2: Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию общественный прогресс. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) деградация; 2) упадок; 3) реформа; 4) развитие; 5) инновация; 6) модернизация.

Все термины 3-6 напрямую относятся к теме общественного прогресса, ибо означают переход от худшего к лучшему. Термины 1 и 2 выпадают из общего ряда, т.к. здесь мы видим обратный процесс, он же регресс. Поэтому ответ: 12.

Задание 3: Выберите верные суждения о реформах как способе преобразования общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни.
Да, верно. Реформы даже самого гениального правителя не могут фундаментально изменить существующий строй.

2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся.
Нет, не верно. Это относится к революции.

3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
Да, верно. Есть и примеры из истории: "Великие реформы" Александра II историками именуются прогрессивными, контрреформы Александра III - регрессивными.

4) Реформы проводятся органами государственной власти.
Да, верно, именно ими.

5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества. Нет, не верно. Несмотря на то, что реформа "более мирное" слово, нежели революции, но и они иногда производятся насильственным путем. Вспоминаем Петра I и налоги\бороды\строительство Петербурга.

Ответ: 134.

#ЕГЭ #обществознание #егэ по обществознанию #теория #практика #человек и общество #общественный прогресс