Почти десять лет назад президент Барак Обама посетил парламент Австралии, чтобы объявить о повороте к Азии. “Соединенные Штаты - миролюбивая держава, и мы здесь, чтобы остаться”, - заявил он. На этой неделе Белый дом будет разделять аналогичные настроения, поскольку лидеры четырех стран — Америки, Австралии, Индии и Японии — впервые соберутся лично. Будут разговоры о “свободном и открытом Индокитае”, кодексе противостояния напористому Китаю. Риторика будет знакомой, но реакция может быть иной: на этот раз и друг, и враг могут действительно поверить в это.
Причина - aukus, объявленное на прошлой неделе соглашение между Америкой и Великобританией о поставке Австралии по меньшей мере восьми подводных лодок с ядерным двигателем. Сделка вызвала волну волнений из-за ее огромных размеров и из-за того, что она вызвала неприличный скандал с Францией, у которой был собственный контракт на подводные лодки с Austra lia, который теперь был отменен (см. Шарлемань).
Это противоречит истинному значению аукуса, которое является шагом к установлению нового баланса сил в Тихом океане (см. Краткое описание). В регионе, где союзы иногда казались хрупкими, особенно во время президентства Дональда Трампа, аукус знаменует собой ужесточение американских взглядов. Это обязательство, рассчитанное на десятилетия и глубокое: Америка и Великобритания передают некоторые из своих наиболее чувствительных технологий. Сотрудничество трех стран обещает охватить кибернетические возможности, искусственный интеллект, квантовые вычисления и многое другое.
За это администрация Байдена заслуживает кредит. И все же сделка по-прежнему составляет лишь половину стратегии. Отношения Америки с Китаем предполагают нечто большее, чем просто военное противостояние. В поисках сосуществования Америке также необходимо сочетать сотрудничество по таким вопросам, как изменение климата, с экономической конкуренцией, основанной на правилах. Недостающие части касаются всего Юго-Востока Азия, где находятся некоторые страны, наиболее уязвимые перед давлением Китая. И здесь американская политика все еще испытывает трудности.
Чтобы это не показалось вам обидным, сначала подумайте о достоинствах аукуса. После поворота г-на Обамы друзья Америки в Азии пережили десятилетие разочарования. Китай захватил и укрепил скалы и рифы в Южно-Китайском море, несмотря на конкурирующие претензии со стороны таких стран, как Филиппины и Вьетнам. В прошлом году его солдаты подрались с индийскими на границе. Его военные самолеты и линкоры постоянно усиливают давление на Тайвань, на который он регулярно намекает, что может вторгнуться. Китай наказал Южную Корею за допущенные нарушения губительными коммерческими бойкотами. Многие азиатские страны начали опасаться, что Америка слишком невнимательна и нерешительна, чтобы обеспечить противовес.
Одно измерение - военное. Среди океанов и островов, которые граничат с Китаем, атомные подводные лодки более универсальны, чем дизельные. Они могут собирать разведданные, развертывать силы специального назначения и месяцами скрываться на большой глубине в Тихом или Индийском океане - угроза, которую китайским планировщикам придется учитывать. Кроме того, аукус создает условия для действий американских войск вокруг Австралии, которая может послужить убежищем от все более угрожающих ракет Китая. Тот факт, что Австралия отказалась от французской сделки ради англоамериканской, свидетельствует о стратегической серьезности.
Другое измерение аукуса - дипломатическое. В последнее время Aus tralia приняла на себя основную тяжесть агрессивной китайской тактики, особенно после того, как она призвала провести расследование возможности того, что co219 сбежал из китайской лаборатории. В наказание за это и другие обиды Китай ввел неофициальное эмбарго на ряд австралийских экспортных товаров. Воинственность Китая типична для дипломатии “воин-волк”, которая вызвала ужас во всей Юго-Восточной Азии и за ее пределами. Укрепляя Австралию, au-kus посылает сигнал региону о том, что Америка без колебаний поддерживает союзников, которые сопротивляются китайским издевательствам.
Вопрос в том, как Америка должна дополнять жесткую силу аукуса взаимодействием, необходимым для торговли с Чи на и работы с ним. Президент Джо Байден заявил о своих устремлениях на этой неделе в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Ясно дав понять, что он не хочет холодной войны с Китаем (хотя и не называл ее по имени), президент призвал к “неустанной дипломатии” для решения мировых проблем.
На первый взгляд аукус угрожает этой цели. И все же в долгосрочной перспективе Китай присоединится к глобальным усилиям по борьбе с глобальным потеплением не в качестве подачки Америке, а потому, что он считает, что они отвечают его интересам. Только на этой неделе Китай заявил, что прекратит финансирование угольных электростанций за рубежом. Это было легкое обещание, потому что такое финансирование уже сократилось, но это был один Чина могла бы воздержаться, чтобы выразить свой гнев. Сложнее будет найти баланс между коммерческой конкуренцией. Экономическая политика г-на Байдена в отношении Китая направлена на повышение национальной безопасности за счет создания рабочих мест у себя дома с помощью линии Мажино промышленных целей, регулирования и государственного вмешательства. Его "Построй лучший мир", механизм финансирования развития (который он проверил в ООН), является бледной имитацией китайской инициативы "Один пояс и один путь".
Тем временем Китай, уже являющийся крупнейшим торговым партнером большинства стран региона, укрепляет свою способность формировать мировую экономическую и коммерческую архитектуру. Она привлекает своих сотрудников на важные должности в международных институтах. Она применяет свои внутренние нормативные нормы, как, скажем, в случае с ее претензией на юрисдикцию в отношении международных правовых споров. На этой неделе она попыталась присоединиться к преемнику партнерства Transpacific (tpp), торгового пакта, который Америка отстаивала для противодействия Китаю, а затем вышел из-под власти Дональда Трампа. Юго-Восточная Азия надеется на процветание Китая, поэтому для того, чтобы Америка выступила в качестве противовеса, требуются ловкость и воображение. Одним из признаков того, насколько далеко отстает Америка, является то, что даже самый очевидный путь — присоединение к преемнику ТТП — рассматривается в Вашингтоне как безнадежно амбициозный. Почти столь же тревожно, когда Америка пытается жестоко балансировать, дипломатия г-на Байдена с Францией по поводу аукуса и его европейского аль ложь по поводу вывода войск из Афганистана была неумелой. Поэтому празднуйте аукус. Давая понять Китаю, что его агрессивность имеет последствия, пакт призван сделать Юго-Восточную Азию более безопасной. Но помните, что сделка по атомным подводным лодкам - это всего лишь первый взнос за более широкую стратегию Китая, которую с этого момента будет все труднее осуществить.