Бескрайнее степное Ставрополье хранит множество интересных тайн. Под плодородным слоем почвы скрыты древние захоронения и не менее древние города. Ставропольская земля полита кровью воинов, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, солдат, погибших в революционное время и Гражданскую войну. Стёрты с лица земли старинные крепости, которые защищали южные рубежи страны. Но некоторые следы прошлого ещё сохранились.
Новокавказский мост в долине реки Егорлык располагается на участке между станциями Татарка - Новокавказский, западного плеча бывшей железной дороги Туапсе - Армавир - Ставрополь. Построен целиком из местного ракушечника, лишь арки отлиты из бетона. Расположение между склоном Ставропольской горы и Недреманного хребта где проходит узкий ветровой коридор, привело к частичному разрушению моста.
Мост предполагался на основной ветке дороги, высота его обусловлена тем, что нужно было максимально уменьшить перепады высот между участками дороги на этих склонах и долине Егорлыка. Существуют предположения что данная ветка не была пущена а через реку поезда шли через другой мост построенный западнее Новокавказского.
Насыпи по одной из версий, которые к тому же не были укреплены должным образом при ускоренном строительстве участка после Первой Мировой войны, просто не были достроены как и один из пролетов.
Существует так же версия, что отсутствующий пролет был уничтожен при борьбе с бронепоездами в Гражданскую войну. Достоверно известно что последним составом прошедшим от Армавира до Ставрополя был бронепоезд Добровольческой армии "Морская батарея №2", отступавший в этих местах в период 13 сентября - 14 октября 1918 года. Вероятно во время этих боев данный мост и был взорван таманцами. Мост так же могли взорвать и в конце 1918 года, во время наступления на Ставрополь войск генерала Врангеля, наступление которого от Армавира поддерживали бронепоезда "Единая Россия" и "1-ый бронированный поезд" которые однако в город так и не вошли.
В недрах столичных и региональных архивов сохранилось большое количество документов, посвящённых строительству железной дороги между Туапсе и Ставрополем. Удивительно то, почему до сих пор многие вопросы по этому масштабному инженерно-техническому комплексу сооружений остаются открытыми.
Верхняя часть каждой опоры имеет небольшие арки, которые не заполнены камнем. Сложно судить о том, зачем они были сделаны, но можно предположить, что это было необходимо для облегчения общей массы моста. Одна из арок возле разрушенного моста была строителями всё-таки заполнена камнем и даже оштукатурена.
Исследователи «Туапсинки» утверждают, что западнее большого моста находился небольшой мост через р. Егорлык, который мог использоваться как служебная или временная ветка дороги. Поэтому появилась версия о том, что Новокавказский мост не был достроен.
Ну и в завершении предлагаю посмотреть короткий мой видеоролик .