13 подписчиков

Понятие культуры; формы и разновидности культуры: теория для ЕГЭ

253 прочитали

Разберем одну из тем блока "Человек и общество".

Слово «культура» переводится с латыни как «возделывание». Древние греки активно занимались сельским хозяйством. Когда им были нужны новые земли, они не только захватывали их, но и возделывали неухоженные и заросшие сорняками участки – окультуривали их. Культура означала превращение земли, заросшей бурьяном, в землю, пригодную для растениеводства.

Это тоже культура :)
Это тоже культура :)

Со временем под культурой стали понимать воспитание, а культурным человеком называть того, кто выдернул из себя сорняки в виде невежества, грубости. Культура – это также и совокупность обычаев, традиций, образ жизни.

В самом широком смысле культура – это вторая природа, т.е. всё, что создал человек (в заданиях ЕГЭ иногда можно встретить такой вариант определения: искусственная среда, «вторая природа», которая создана преобразующей творческой деятельностью людей). Здесь у нас будет проявляться материальная культура в виде больниц, теплиц, водолазок и прочих вещей, которые мы можем «потрогать».

Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд РФ

Культура – это и идеи, рассказы, танцы, музыка, и песни Dir en Grey, и песни Юрия Антонова. Это всё называется духовной культурой (область идей, выраженная в эмоциях и связанная с интеллектом). Это знания, идеологии, законы, теории, мифы, религия, философия.

Таким образом, культура - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Самым главным в плане заданий ЕГЭ будет не деление культуры на духовную и материальную (хотя и это встречается), а такие виды, как народная, массовая и элитарная.

Три вида культуры: всё самое важное в одной таблице.
Три вида культуры: всё самое важное в одной таблице.

Думаю, здесь всё ясно без лишних слов. Постарайтесь запомнить конкретные примеры культур и тогда «вывести» характерные черты каждой из них будет не так уж и проблематично. Пусть народная культура ассоциируется с «Колобком», массовая – с ток-шоу «Мужское\Женское» или кино от Marvel, а элитарная – с творчеством Пабло Пикассо или балетом «Лебединое озеро».

Выделяют также субкультуры, то, что отражает систему ценностей группы людей, объединенных общими целями, интересами, взглядами, манерами и т.д. (Эмо, готы, анимешники).

Есть еще контркультуры – такие группы, которые сознательно противопоставляют себя обществу, выступая против доминирующей культуры, её ценностей и порядков (хиппи, скинхеды, анархисты).

Для чего это всё? Ведь всё в этой жизни и в ЕГЭ по обществознанию для чего-то нужно и культура-не исключение. Давайте рассмотрим функции культуры (функции вообще лучше знать и понимать, потому что этот пункт является универсальным при выполнении нелюбимого многими задания 24).

  1. Познавательная. С помощью продуктов культуры мы можем познавать мир, узнавать что-то новое, учиться. Если вы уже дочитали «Войну и мир» Толстого, то наверняка много нового узнали об Отечественной войне 1812 года, об исторических личностях, быте и нравах того времени…
  2. Воспитательная. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Именно так обычно заканчиваются русские народные сказки. Тем не менее, каждое произведение искусства чему-то нас учит.
  3. Развлекательная (рекреативная). Эту функцию чаще всего выполняют продукты массовой культуры.
  4. Компенсаторная (психологическая). В книгах, музыке, танцах можно найти гармонию, они помогут справиться со стрессом и поднять настроение или наоборот.
  5. Эстетическая. Искусство воспитывает чувство прекрасного. Ну, в какой-то степени. Здесь, конечно, всё очень индивидуально, но интуитивно мы чувствуем, где прекрасное, а где нет. Сравните два отрывка:
Отрывок 1:
Поговорим о твоем альбоме,
Разберемся с хладнокровием Лаврентия Берии.
Ты плохо учился в своём Гриффиндоре.
Если русские что умеют, так это разваливать империи.
Все ждали четыре года, он, как мог, нагнетал интригу.
И всё, что ему пришло в голову, - это записать аудиокнигу.
Отрывок 2:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не умаляем достоинств отрывка 1, но интуитивно чувствуем, что нашу потребность в прекрасном в большей степени "закрывает" отрывок 2.

Разберем несколько заданий, дабы закрепить успех на практике.

№ 1. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусственная среда, «вторая природа», которая создана преобразующей творческой деятельностью людей, называется духовной культурой. Нет, неверно. Здесь дан один из вариантов определения культуры в целом, не только духовной. Не подходит.
2) К духовной культуре относят моральные нормы, представления о прекрасном, религиозные идеи, научные теории.
Да, верно.
3) Духовная культура включает духовный мир личности, духовную деятельность и её результаты, а также формы общественного сознания.
Да, верно.
4) В основе духовной культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические ценности.
Да, верно.
5) Духовная культура регулирует отношения между государством и обществом.
Нет, не верно. Духовная культура-это культурная сфера жизни общества; всё, что связано с государством, относится к политической сфере.

Ответ: 234

№ 2. В школах Z на изучение литературы, музыки, истории отводится больше времени, чем на изучение математики, физики и химии. Однако концертные залы и театры, репертуар которых представляют классические художественные произведения, остаются полупустыми. Самый большой кассовый успех принесла демонстрация первой серии художественного фильма-триллера о крушении межпланетного космического корабля, который смотрели и дети, и взрослые.

Какой вид культуры популярен в стране Z? Какие признаки этого вида культуры представлены в условии задания? (Укажите любые два признака, каждый из них конкретизируйте фактом из условия задания.)

Ответ: В стране Z популярна массовая культура. Признаки:
-Доступность ("смотрели и взрослые, и дети");
-Коммерческий характер ("самый большой кассовый успех...").

По условию задания, признаки вы формулируете самостоятельно, исходя из описываемой в тексте задания ситуации!

№ 3. Установите соответствие между характеристиками и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) включает легенды, мифы, сказания, танцы, произведения музыкального и прикладного искусства. Легенды, мифы...однозначно народная.
Б) учитывает вкусы и усреднённые потребности представителей различных слоёв общества.
Различных слоев общества - значит, массовая.
В) воспринимается с пониманием преимущественно среди знатоков искусства.
У нас же не все знатоки искусства, верно? Значит элитарная.
Г) воплощает и передаёт исторически сложившиеся в общественном сознании каноны, символы и представления о прекрасном.
Элитарная культура не для всех, массовая слишком часто меняется, да и "исторически сложившиеся каноны"-это как-то слишком пафосно для данного вида культуры. А вот для народной вполне подойдет.
Д) появляется в условиях индустриального общества при распространении рыночных отношений на сферу культуры.
Рынок это что? Это место, где мы можем что-то купить. Купить за что? За деньги. Листаем выше до таблички и видим, что коммерческий характер характерен для массовой культуры.

#обществознание #школа #ЕГЭ