30 подписчиков

Инвестиционно-строительный проект: определяем основных стейкхолдеров

107 прочитали

После уточнения основных общих данных про регион и место реализации вашего инвестиционно-строительного проекта мы рекомендуем выявить всех возможных интересантов (стейкхолдеров) в реализации проекта: получение данных по каждой позиции будет дополнять не только вашу дорожную карту, но и давать новые данные для ТЭО или финансовой модели.

ГК SMART ENGINEERS: обсуждение инвестиционно-строительного проекта компании
ГК SMART ENGINEERS: обсуждение инвестиционно-строительного проекта компании

Для примера, при реализации проекта строительства гостиницы в центре крупного регионального промышленного города список интересантов может выглядеть следующим образом:

— органы региональной исполнительной власти (администрация области, корпорация развития);

— мэрия города;

— федеральные органы власти/контрольно-надзорные органы;

— институты развития;

— ресурсоснабжающие организации;

— местное сообщество – лидеры мнений;

— специализированные организации/научно-исследовательские организации.

С органами региональной исполнительной власти, а именно с администрацией/правительством региона, вам предстоит не только провести первые встречи, но и работать на протяжении всей реализации ИСП.

Обоюдная заинтересованность в реализации проекта – залог его успеха. Для региона реализация ИСП – это инвестиции, которые осуществит ваша компания при его строительстве, рабочие места, будущие налоги.

Для вас заинтересованность региона – возможность получить хорошие условия в виде налогов, размещения на особых условиях на территориях индустриальных парков, особых экономических зон, получение земельных участков по льготной цене, возможное подключение объекта и строительство инфраструктуры. Все эти мероприятия снижают размер ваших инвестиций и, соответственно, способствуют ускорению окупаемости ИСП в период эксплуатации.

В каждом субъекте РФ созданы специальные инфраструктуры поддержки, призванные помогать инвестору при реализации ИСП на данной территории, – это или агентства инвестиционного развития, или корпорации развития региона. С высокой долей вероятности всю последующую проработку вашего проекта с точки зрения региона будет вести именно данная структура, поэтому рекомендуем начинать работу с регионом совместно с агентством инвестиционного развития в рабочем режиме или установить официальные взаимоотношения, подписав соглашение о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта. На начальном этапе реализации ИСП это не приведет к дополнительным расходам и не обяжет вас к осуществлению инвестиций, зато придаст вашему взаимодействию официальный формат.

В самом общем виде к основным задачам агентств инвестиционного развития относятся:

— осуществление сопровождения инвесторов;

— помощь в выборе площадки;

— предоставление готовых производственных площадок;

— создание единой рабочей проектной команды для решения проблем, состоящей из инвестора, сотрудников региональной организации по привлечению инвестора, членов правительства региона.

В услуги агентств инвестиционного развития могут быть включены и другие услуги для инвестора:

— разработка проекта плана территории, помощь в получении согласований и разрешений, строительство инфраструктуры;

— помощь в получении технических условий;

— разработка и экспертиза бизнес-планов, ТЭО, финансовых моделей;

— разработка стратегических инвестиционных документов;

— продвижение инвестиционного проекта;

— разработка презентационных материалов;

— услуги переводчиков;

— консультирование по подготовке и реализации инвестиционных проектов.

Несмотря на то что установление рабочего взаимодействия с агентством инвестиционного развития снимет с вас большую часть вопросов по самостоятельному общению с региональными или муниципальными чиновниками, все же с мэрией города мы настоятельно рекомендуем также установить рабочие официальные взаимоотношения.

Не стоит забывать, что ваш проект будет реализован в конкретном городе – муниципальном образовании и большая часть вопросов как на стадии реализации ИСП (например, градостроительные регламенты или выдача технических условий на проезд строительной техники), так и на стадии эксплуатации (от логистики, вывоза ТБО до кадрового обеспечения) решается именно на данном уровне.

Что касается федеральных органов власти/контрольно-надзорных органов, взаимодействие с ними по поводу вашего ИСП может происходить по линии согласования федеральной поддержки, если в строительстве данных объектов есть заинтересованность или предусмотрена специальная федеральная программа. Надзорные органы могут войти в вашу карту стейкхолдеров по причине размещения вашего объекта на территориях, имеющих особый охранный статус. К примеру, размещение любого здания вблизи водного объекта автоматически влечет необходимость разработки специальных разделов по оценке воздействия с последующим их согласованием в Федеральном агентстве по рыболовству Российской Федерации. То же самое, если вы решите построить объект в историческом центре, а значит, на территории действия специальных охранных регламентов, вокруг памятников местного, регионального, федерального значения, зон ЮНЕСКО, в таком случае вам понадобится опять же разработка специальных разделов оценки воздействия с их последующим согласованием в Министерстве культуры Российской Федерации. При этом вы будете взаимодействовать с большим количеством специализированных и даже научно-исследовательских организаций. Все эти моменты и особенности территории, на которой вам предстоит реализовать ИСП, лучше детально проработать заранее.

Институты развития также потенциально могут попадать в категорию стейкхолдеров и способствовать как включению вашего проекта в различного рода программы, так и помочь с финансированием проекта.

Для примера, в числе целей акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (корпорация МСП) значится:

— оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

— привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

— организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

— организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, которые определяются правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также в годовом объеме закупки инновационной и высокотехнологичной продукции;

— обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

— подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Все это может быть использовано для реализации вашего ИСП, ведь у правительства области, в которой вы будете реализовать свой проект, наверняка подписано соглашение о взаимодействии с корпорацией МСП, и какие-то меры поддержки можно получить по этой линии.

Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями это очень важный и очень ответственный блок вашей работы, именно они будут выдавать вам технические условия на подключение вашего будущего объекта, а стоимость подключения – одна из статей, которая войдет в финансовую модель/ТЭО. Совокупно эти расходы могут составлять до 5% от общей стоимости проекта. Особенностью взаимодействия с данным видом стейкхолдеров может быть то, что данные организации могут преследовать разные интересы и относиться к различным структурам с разным подчинением и местом принятия решения. К примеру, взаимодействие с водоканалом и электрическими сетями может быть выстроено как на муниципальном, так и региональном уровне, а вот подключение объекта к электрической энергии, газораспределительной сети, резервирование мощности – уже или через региональный уровень, или через штаб-квартиры этих организаций, которые могут располагаться в Москве или региональных столицах. На подключение объекта к тепловой энергии региональная власть влияет только с точки зрения установления регионального тарифа, в то время как большинство таких организаций нередко находится в частной собственности.

Особое место среди стейкхолдеров, которые могут оказать существенное, а иногда даже большее, чем вы можете предположить, влияние на реализацию вашего ИСП, занимают местное сообщество и лидеры мнений. Это особенно актуально для проектов нового строительства торговых центров, гостиниц, жилых домов, реализующихся в центрах городов, а также для крупных производственных объектов, расположенных вблизи населенных пунктов и способных ухудшить экологическую обстановку. Примеров срывов таких проектов немало, среди них металлургические производства, целлюлозно-бумажные комбинаты, торговые центры и т. д.

Мы рекомендуем уделить этому вопросу время и заранее проанализировать опыт реализации аналогичных проектов в данном регионе и городе с точки зрения общественного мнения.

#строительство #инжиниринг #лпр #стейкхолдеры #инвестиции #промышленное строительство #финансы #ТЭО #институты развития #органы власти