40,9K подписчиков

Великолепные печи дома 35 по улице Большая морская.

281 прочитал
Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.

Сегодня я хочу показать вам удивительные печи дома страхового общества Россия в Санкт-Петербурге.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.

Здесь поразили меня и сами печи, и то что несмотря на их возраст и ценность представлены они в открытом доступе.

Можно подойти совсем близко, рассмотреть во всех деталях и даже потрогать.

Не частый случай когда в одном месте сохранилось в отличном состоянии столько великолепных печей.

Все печи постройки начала 20-го века и, о чудо, они вполне рабочие, но сейчас их уже не топят т.к. в этом здании музей фотографии.

Музей Росфото в Санкт-Петербурге.

Сегодня здесь расположился музей фотографии "Росфото".

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-2

Здание в стиле северного модерна на Б. Морской, 35 было построено в начале 20-го века (1907 год) для страхового общества "Россия".

В оформлении фасада были использованы рисунки Николая Рериха, всемирно известного художника и философа-мистика.

Не буду описывать самого здания хотя там действительно есть на что посмотреть, будем говорить только о печах и каминах.

Печи дома страхового общества Россия, Большая морская 35.

Уже на входе в здание нас, неожиданно, встречает впечатляющий камин.

В вестибюле парадной расположился изразцовый камин необычной формы.

Камин находится при входе не случайно, этот дом можно охарактеризовать как музей печей начала XX века.

Удивительно, но отопление этого здания было полностью печное, хотя в то время наиболее прогрессивные и дорогие строения отапливались централизованным отоплением с помощью домовых котельных.

Этот камин не для красоты, его задача отапливать вестибюль парадного входа в здание.

Скорее всего этот вестибюль не грели каждодневно, поэтому для отопления избрали именно камин.

Топка камина в вестибюле дома 35 по улице Большая морская.
Топка камина в вестибюле дома 35 по улице Большая морская.

Растопив камин, теплом от огня открытой топки, можно довольно скоро прогреть морозный воздух.

Если поставить здесь теплоёмкую печь, без соблюдения отопительного режима толку от неё будет мало.

Форма камина напоминает пирамиду или остроконечный шлем, таким образом тема военных походов на майоликовых вставках фасада получает логический  переход в интерьеры здания.

Фасад дома и камин в вестибюле этого здания.
Фасад дома и камин в вестибюле этого здания.

Вестибюль также украшен орнаментом с необычными цветами, которые являются стилизованным изображением солнца, что придаёт дополнительное языческое «звучание» всему оформлению.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-5

Это ощущение найдёт своё подтверждение в рельефном фризе вдоль всей подъездной стены по которой мы будем подниматься на верхние этажи, к другим печам и в красивейших витражных окнах на лестничных площадках.

Один из витражей лестничных окон здания 35 по улице Большая морская.
Один из витражей лестничных окон здания 35 по улице Большая морская.

На всех этажах здания установлены изразцовые камины и печи, выполненные из натурального камня.

Почти каждая комната этого большого здания имела свою печь или камин.

Из шестидесяти образцов печей и каминов этого дома, которые не повторяются, около половины изготовлены на финских заводах, а другая половина на немецких.

Те, что сделаны в Финляндии, оформлены по образам национального стиля «Калевала», а немецкие  «Югенстиль».

Их оформление отражает национальные мотивы стран и вторит всё той же идее об истоках русского народа.

При посещении музея фотографии первая печь встречает нас уже в гардеробе.

Печь в гардеробе музея Росфото.

В этом небольшом помещении, рядом с грозным охранником и вешалками для верхней одежды посетителей, притаилась небольшая, но очень впечатляющая отопительная печь.

Эта небольшая печь типичный образчик Северного модерна.

Се́верный моде́рн - направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран, в Швеции, Финляндии, Норвегии. Это направление модерна рассматривают как один из этапов формирования Скандинавского дизайна.

Финская печь в гардеробе музея Росфото.
Финская печь в гардеробе музея Росфото.

Светлая кафельная облицовка с цветочными орнаментами нежных тонов придают этой печи особенное изящество, я бы даже сказал, какую то женственность.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-8

Известно, что к дизайну этого дома причастна младшая сестра маршала Маннергейма Ева.

Вместе с Карлом Эриком, старшим братом Евы и собственно маршала Карла Густава Эмиля Маннергейма они создали фабрику "Ирис", где и выпускали кафельные облицовки каминов в духе финского романтизма.

Хотелось бы мне верить, что какая то из печей дома 35 на Большой морской улице облачена в облицовку этого завода.

Завод Ирис был закрыт в 1902-м году, а этот дом сдан в эксплуатацию в 1907-м.
Надежда малая, но есть.

Печь возле кассы музея.

Эта яркая печь встретила нас в новогоднем убранстве.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-9

Вся форма этой печи и её декор создают образ шамана или идола.

Изображение идола в декоре печи.
Изображение идола в декоре печи.

Дымоход печи перекрывается двумя финскими задвижками.

Такие задвижки мы будем встречать и на других печах в этом доме.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-11

Такие же задвижки встречаются почти на всех финских печах того времени, которые мне встречались в других местах.

Например мы видели такие задвижки на печи в доме губернатора города Сортавала.

Печи в залах музея Росфото.

Следующая печь которую мы увидим украшена изящной, керамической облицовкой, на короне которой большая буква "М".

И эта буква "М" некоторая загадка для меня.

Я думаю, это говорит о том, что облицовка сделана на одном из заводов Meissner.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-12

Известно что часть облицовок печей для этого дома сделаны на Мейссенских предприятиях.

Изделия с клеймом Мейссенских заводов были настоящей роскошью и предметом культа.

Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсенского фарфора были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-13

Печь изрядно "потрёпана" и это не удивительно учитывая то, что ею отапливалась самая большая из комнат этого этажа.

Друзья, мой канал про печи, здесь я рассказываю о печах которые делаю сам и о печах других мастеров встречающихся мне в поездках.-14
Мне кажется что в этом зале должен был стоять ещё рояль.

"Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался." А.С.Пушкин, роман Дубровский.

Из этого просторного зала, в стороны, расходятся проходные комнаты кругового расположения.

Каждая комната вытянутой формы со своей печью в дальнем углу.

Я, как смог, наснимал небольшие видео про каждую из этих печей и хочу показать их вам здесь.

Печь в зелёных майоликовых изразцах с полочками в виде бутонов цветков.

Печь с отделкой изразцами фабрики Мейссера, с объёмным рисунком.

Печь в тёмном майоликовом изразце.

Изразцовая печь с изящными геометрическими орнаментами.

Для меня эта экскурсия в музей фотографии Росфото оказалась на редкость впечатляющей.

Хочу особенно отметить, что это не музей печей и печи здесь лишь часть интерьера.

На самом деле, в музее проходят интереснейшие выставки фотографии.

Надеюсь я смогу сподвигнуть кого нибудь посетить этот удивительный музей на Улице Большая морская в доме 35.

________________________________________________

Тех кто желает научиться класть печи самостоятельно приглашаю в новый блог там в подробностях рассматриваем кладку печей по рядам.

------------------------------------------------------

Приятный бонус для самых любознательных: 1000 рублей в подарок.