2,6K подписчиков

Flume – бедрум-продюсер, определивший электронную музыку 2010-х

Как молодой артист из Сиднея популяризировал EDM и независимую электронику.

Как молодой артист из Сиднея популяризировал EDM и независимую электронику. Харли Стретен окончил школу в конце нулевых и сразу решил зарабатывать  на жизнь музыкой.

Харли Стретен окончил школу в конце нулевых и сразу решил зарабатывать на жизнь музыкой. Он писал электронные инструменталы в своей комнате, в 2011-м взял псевдоним Flume, а уже в следующем году дебютный альбом принес новоиспеченному артисту всемирную славу. К 30 годам Flume получил «Грэмми» в номинации «Лучший электронный альбом» и повлиял на целое поколение независимых онлайн-продюсеров. В прошлом году Pitchfork внес его в список артистов, которые определили звучание 2010-х.

Благодаря родителям Flume увлекся музыкой еще в раннем детстве. Его отец работает продюсером звукозаписи в фильмах, поэтому в своем творчестве Харли уделяет много внимания шумовым эффектам, саунд-дизайну, сведению и качеству записи в целом. В школе Стретен 9 лет играл на саксофоне, а с 12-ти заинтересовался написанием музыки. Причем битмейкинг появился в жизни Flume случайно: в подростковом возрасте ему попался диск с программой для создания музыки «Andrew G’s Music Maker» в коробке с хлопьями.

До появления стриминга подростки нулевых часто искали музыку через пиратские сервисы (Napster, Kazaa) — ими пользовался и Харли. Flume заходил в Napster в сиднейском компьютерном клубе, где часто проводил время за видеоиграми с друзьями. В детстве он слушал разную музыку: от популярных Daft Punk и The Prodigy до хардкора от DJ Hixxy и транса Ministry of Sound. Но три главных вдохновителя проекта Стретена, как говорил он сам в интервью австралийскому бренду Bonds, — это Flying Lotus, Jai Paul и J Dilla.

Изначально Flume задумывался как экспериментальный сайд-проект Харли. До старта сольной карьеры Стретен с другом Emoh Instead (Крисом Эмерсоном) записывал хаус-музыку в дуэте What So Not. По словам Flume, хаус должен был стать основным направлением в его карьере. Харли участвовал в What So Not до 2015 года (вместе с Эмерсоном они выступали на фестивалях Coachella, Lollapalooza и Pukkelpop), а затем решил покинуть дуэт, чтобы уделять больше времени собственному проекту.

— рассказывает артист в интервью изданию Mixmag.«Было очень странно видеть, как биты Flume, которые я считал расслабляющими демками, разносили многотысячную толпу на фестивалях»,

Дебютный альбом Flume стал прорывным для 2012 года. До этого никто из электронных продюсеров намеренно не соединял EDM и Future Bass с поп-музыкой. Сингл с певицей Jezzabell Doran «Sleepless» стал отправным пунктом в творчестве Flume. Еще до выхода дебютника трек набрал несколько сотен тысяч прослушиваний на SoundCloud. В нем применялись нестандартные для начала 2010-х приемы: изменение тональности вокала, зацикливающийся бит и низкочастотный грув.

Главной идеей Flume Стретен считает сочетание экспериментальной электроники (обилие эффектов, нестандартные припевы и дропы) с гостевыми куплетами от поп- и рэп-исполнителей. Эта универсальная формула делает музыку Харли мультиформатной. Треки австралийца ставят в клубах, на радио, на фестивалях или просто слушают наедине с собой.

«До этого я играл максимум для 500 человек в клубах, а тут 6000! Я видел, как они подпевают трекам, которые я сделал в своей спальне. Я до конца не осознавал, что такое возможно».

Дебютный альбом Flume запомнился сочетанием сильного вокала с динамичными EDM-инструменталами. На релизе Харли сильно манипулирует сэмплированными голосовыми дорожками. Однако альбом не стал инновационным — такие приемы уже использовали Daft Punk, J Dilla и другие музыканты. Но до появления Flume продюсеры редко приглашали разножанровых артистов на EDM-проекты. Этим Харли и воспользовался.

Интерес к электронной музыке и внимание фан-базы приглашенных артистов популяризировали жанр. Релиз занял второе место в австралийском чарте ARIA Charts, пластинка разошлась большими тиражами, и Стретен начал записывать делюкс-версию альбома. В нее вошли 19 новых треков, включающих гостевые куплеты от рэп-ветеранов Freddie Gibbs, Ghostface Killah, Killer Mike и Boldy James, а также ремиксы от именитых электронных продюсеров Ta-Ku, Shlohmo, Hermitude и самого Харли.

Ремикс на трек Disclosure «You & Me», который также вошел в расширенное издание пластинки, станет самым популярным в дискографии Flume. На данный момент песня собрала более 460 миллионов прослушиваний в Spotify, и спустя девять лет продюсер по-прежнему играет ее на выступлениях.

Через четыре года Flume выпустил альбом Skin. В нем Харли балансирует на стыке альтернативного R&B, снова зовет самобытных рэперов на гостевые куплеты и дополняет биты вставками из дабстепа. Flume вновь приглашает на электронный релиз музыкантов из разных жанров — рэперы Vic Mensa, Vince Staples, Raekwon контрастируют с мелодичными Little Dragon, AlunaGeorge и Kučka. Интро альбома исполнено в EDM-звучании, а в целом релиз представляет собой смесь Future Bass и хип-хопа. И если популярная электронная музыка последнего десятилетия зачастую построена на резких дропах, то Skin звучит растянуто со своими сбалансированными синтезаторами и качественным саунд-дизайном. В 2017 году релиз удостоился «Грэмми» в номинации «Лучший электронный альбом».

Skin закрепил статус Flume на электронной сцене и поднял артиста в топ. Альбом занял первое место в электронном чарте Billboard. Благодаря успеху пластинки Харли отправился в мировой тур и попал в списки хедлайнеров всевозможных фестивалей.

После этого в 2019-м Flume выпустил микстейп Hi, This Is Flume. Затяжную паузу в три года артист объяснил так: «В один момент я испугался, что могу выпустить что-то, что не сможет переплюнуть прошлые релизы». Flume ощутил большое давление со стороны слушателей и ответственность при написании нового альбома, поэтому решил записать микстейп в свободном формате. «Я вернулся в поле экспериментов и свободы, в ментальном и музыкальном плане», — рассказал австралиец журналу GQ.

Интро Hi, This Is Flume — это сэмплированные вырезки приветствий из миксов артиста для радио. Харли записал свои радийные вступления на пике популярности Skin. Название микстейпа Flume обыграл в шутливой форме: ему надоело постоянно быть в ротации на радио, а фраза «Привет, это Flume» вызывала у него отвращение, потому что ее приходилось повторять постоянно. Харли назвал свою высокую узнаваемость перевоплощением в кого-то другого, того, кем он быть не хотел. На микстейпе артист отошел от стандартов Future Bass и EDM-музыки, экспериментируя с другими электронными стилями. Участниками последнего на данный момент проекта Flume стали рэперы slowthai и JPEGMAFIA, а также продюсеры SOPHIE и HWLS. Кроме того, на микстейпе появились Eprom и Kučka, чьи куплеты можно услышать в прошлых альбомах продюсера.

На ранних этапах карьеры Flume подражал звучанию Flying Lotus и J Dilla. Он не скрывает, что брал их инструменталы в качестве референсов. Несмотря на хип-хоп направленность битов Диллы и Flying Lotus, Стретен подметил для себя именно EDM-детали в их стилях.

На музыке Харли уже выросло новое поколение бедрум-продюсеров, которые им вдохновляются (например, его земляк Young Franco или продюсер из Новой Зеландии BAYNK). Пример Flume показывает, что независимый электронный продюсер из SoundCloud может стать большим артистом. Австралиец выработал уникальное звучание, совместил разные жанры и превратил все это в собственный бренд.

3 февраля Flume выпустил второй трек за год — «Say Nothing». Песня записана совместно с певицей MAY-A из Сиднея. Вместе с композицией продюсер представил дату выхода нового альбома Palaces — 20 мая. В записи пластинки приняли участие Деймон Албарн, Кэролайн Полачек, Oklou, Kučka, Laurel и Emma Louise.