Найти тему
Папа в теме!

Как развить эмоциональный интеллект ребёнка

источник https://ya.cc/t/IYNIpIH13GF75E
источник https://ya.cc/t/IYNIpIH13GF75E

Такое модное, такое часто встречающееся и, на самом деле, не очень понятное. Словосочетание - эмоциональный интеллект. Что же это такое?

Существует 16 типов интеллекта и IQ - логико - математический интеллект - это всего лишь один из видов развития нашего интеллекта. Эмоциональный, тоже один из видов развития интеллекта у человека. Сейчас очень много лекций, курсов, очень много обучающих программ, посвященных этой теме. Почему? Потому, что действительно, это становится очень нужным, полезным и важным навыком в коммуникации.

Что такое эмоциональный интеллект? Это способность распознавать и контролировать свои эмоции, а также распознавать эмоции другого человека, чувствовать их и влиять на них. Естественно, эмоциональный интеллект мы развиваем, зачастую, неосознанно, но на самом деле, очень было бы здорово если бы мы, сознательно подходили к развитию эмоционального интеллекта у наших детей. Что вообще происходит с эмоциями ребенка? Как они у него развиваются? Как он их чувствует? Как он их осознает? Это очень интересная тема.

Эмоции развиваются у ребенка с первых месяцев его жизни, даже не лет, месяцев! Естественно, вы видите эмоциональную реакцию ребёнка, начиная со второго или третьего месяца жизни. Когда он начинает узнавать лица родителей, он выдает улыбку, реакцию. Эмоцию радости на появление знакомых лиц в своем поле зрения, когда ему комфортно он демонстрирует эмоции удовольствия радости, со временем у него появляется эмоции удивления когда ему не комфортно. Он, даже маленький такой ребенок, который еще лежит, может быть в люльке или в коляске, но он уже вам демонстрирует силу своего гнева, силу своего иногда страха и вы видите эти эмоции в ребенке.

Примерно с трех лет ребенок уже начинает понимать, что он сейчас чувствует. Этот этап происходит одновременно с очередным этапом психологической сепарации. Когда ребенок понимает и осознает себя как отдельную личность, который уже не ассоциирует себя со своими родителями. Начинает понимать, что у него есть свои отдельные чувства и эмоции и желания. И вот, как раз многие родители замечают, что после трёх лет у ребенка начинают очень ярко, неконтролируемо, просто вот так бурлить поток эмоций. Многие родители говорят: "да, ну понятно, это же у нас кризис трех лет." На самом деле, кризис трех лет - это совокупность разных факторов. Но эмоции ребёнка играют в нем не последнюю роль.

Что мы можем делать для того, чтобы помогать ребенку развивать эмоциональный интеллект ? Ну, во-первых, когда у ребенка уже развитая речь, когда он понимает что вы ему говорите, когда он способен отвечать, вы можете обсуждать с ним его эмоции. Конечно, он сразу не понимает, как какая эмоция называется. Что он сейчас чувствует в данный момент, поэтому вы можете ему подсказывать. В разговорах, в диалогах обсуждайте, например, малыш, вот сейчас ты топал ножкой, почему ты так делал? что ты при этом чувствовал? То есть, ключевой вопрос должен быть не "почему ты себя так ведешь?", а "Что ты в этот момент чувствовал?" Когда ты на площадке расстроился почему это произошло, ты огорчился, тебе стало обидно, тебе стало страшно, что с тобой происходило? Ребенок будет вам рассказывать о своих состояниях. Наводящими вопросами, вы можете подсказать ему, что возможно это было за чувство. Что это была за эмоция и он, постепенно будет привыкать осознавать свои эмоции. Потому что первый шаг в развитии эмоционального интеллекта - это осознание своих эмоций.

Дальше, для того чтобы ребенок еще лучше их понимал, вы будете задавать уже следующие вопросы: не подсказывая ребенку, что он чувствовал, а вы будете спрашивать у него как ты ощущал себя в этой ситуации, какие у тебя были чувства. И дальше чуть усложняете вопросы, а как ты думаешь, что этот человек чувствовал, когда вот с ним происходили эти события? А как ты думаешь, какие у него были ощущения? Как ты думаешь, почему он так себя повел? Эти вопросы могут относиться, как к реальным ситуациям, которые происходят с вами с вашими детьми в каких-то общественных местах: магазине, на детской площадке, но эти вопросы могут звучать если вы обсуждаете сказку. Посмотрели мультфильм увиденные какие-то сцены из кино. То есть вы применяете эти вопросы к определенным героям. Как ты думаешь, почему белоснежка вот так разговаривала с феей волшебницей? А как ты думаешь, что она чувствовала в этот момент? А что чувствовала эта волшебница? А как ты думаешь было ли белоснежки страшно или весело или грустно? А как ты думаешь, что чувствовали гномы, когда вот пришли к себе домой и увидели там новую гостью? То есть все ситуации, которые вы можете обсуждать с ребенком, вы переводите в русло распознавания чувств и эмоций персонажей или реальных людей и в дальнейшем, следующим шагом на пути развития эмоционального интеллекта ребенка будет умение контролировать свои эмоции.

Важно понимать, дети не умеют контролировать эмоции. С нашей стороны, нелепо требовать от трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего ребенка чтобы он сдерживал как-то себя, чтобы он не плакал когда ему грустно, чтобы он не попал ножкой, когда он сердится,чтобы он не прыгал и не бросался подушками когда у него просто какая-то невероятная радость. Дети пока не могут контролировать свои эмоции и это естественным образом будет у них происходить по мере их взросления. На самом деле, у нас большинство взрослых, нас окружающих, не умеют контролировать свои эмоции. Вы прекрасно это наблюдаете. ежедневно в общественном транспорте, в каких-то общественных местах. Поэтому странно требовать такого навыка от ребенка.

Для того, чтобы мы развили этот навык, мы можем точно также подсказывать ребенку, когда у него проходит уже пиковое проявление эмоций. Не в момент проявления, а после, когда тот пик прошел, мы задаем ребенку вопрос: скажи, пожалуйста, вот что ты сейчас чувствовал? Так ярко прыгал, громко кричал, радовался, хлопал в ладоши, что ты чувствовал, какие у тебя были чувства? Ребенок вам рассказывает. Вы спрашиваете, а как ты считаешь, если бы ты не так громко прыгал, тебе было бы все равно радостно? Задавайте ребенку вот в таком ключе вопросы, не говорите ему напрямую, что в следующий раз, пожалуйста, так себя не веди.

Точно также, вы можете задавать эти вопросы относительно каких-то негативных реакций. Когда ты сейчас вот так громко кричал и бросился подушкой там в кого-нибудь, что ты чувствовал, почему ты так сделал? ребенок вам будет объяснять - это произошло потому что я был сердит, потому что я обиделся, потому что я расстроился. И мы задаем вопрос, скажи, пожалуйста, но если ты еще будешь расстраиваться мы можем с тобой договориться, чтобы ты не бросался игрушками или подушками, а чтобы ты просто сказал как сильно ты сейчас огорчен. чтобы ты об этом рассказал мне, чтобы я помог тебе прожить, пройти это состояние, ну вот без бросания игрушками, без причинения кому-то тоже каких-то неприятных чувств. Попытайтесь договариваться с ребенком об этом.

И следующий, очень важный шаг в развитии эмоционального интеллекта ребенка - это уважение его эмоций, как бы странно это ни звучало. Вы замечали, наверняка, такие ситуации, вот может быть отслеживали в себе, например, ребенок узнает, что сегодня вместо поездки в развлекательный центр вы поедете к бабушке и всю дорогу до бабушки он ноет, капризничает, плачет. Он изображает просто всю трагедию своего существования и вы ему при этом что говорите: не надо плакать, перестань себя так вести, мы едем к бабушке - это не трагедия, это все очень хорошо и весело, и это будет прям прекрасная поездка. Но ребенок огорчен, у него уже были свои планы на развлекательный центр, уже планировал попрыгать на батуте, он уже договорился с друзьями посоревноваться кто быстрее съедет с горки. Для него это действительно повод огорчаться. Когда мы навязываем ему другие эмоции, которые он должен чувствовать по нашему мнению, у него проявляется такой диссонанс. я чувствую сейчас это неправильно, значит я не должен этого ощущать, значит есть какие-то другие правильные эмоции. Мы таким образом, его только запутываем. И приучаем скрывать свои эмоции, выдавать нам ложную реакцию. Потом, кстати говоря, очень часто удивляемся почему ребенок нам врет. На тему почему ребёнок нам врёт у меня на канале есть отдельная статья.

Ребёнок может сделать вывод, что нужно скрывать свои истинные чувства. И, в итоге, вырастают взрослые люди, которые не умеют открыто демонстрировать свои эмоции. Которые привыкли прятать свои чувства за ширмой каких-то социальных масок. Которые привыкли за вежливостью скрывать истинные свои чувства тревоги или радости. Поэтому воспитание эмоционального интеллекта начинается с очень простых шагов в детстве, которые мы демонстрируем относительно наших детей. Уважать эмоции ребёнка, помогать ему понять, что он чувствует и помогать ему со временем контролировать свои чувства свои эмоции и направлять их в нужное в позитивное русло.

Всем спасибо за проявленный интерес. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Будет много интересного!