БАМ и комсомол - как это было? Чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Год 1991-й

217 прочитали
БАМ - это железнодорожная магистраль. Это жизненный путь целого поколения страны Советов. Коллаж из открытых источников
БАМ - это железнодорожная магистраль. Это жизненный путь целого поколения страны Советов. Коллаж из открытых источников

Сейчас никто не любит писать на эту тему, так как считают былой «комсомол» организацией декоративной и формальной, под старшим братом КПСС и не более. Но страна была огромной, и не везде и всё было одинаковым. Я приехал на БАМ в достаточно зрелом комсомольском возрасте, а именно в 21 год в 1985 году. Путёвки комсомольской на руках не было. Приехал сам из Тулы, после службы в пограничных войсках, в город Тында, где уже работали и скромно жили в вагончике на «отсыпке» мои родители. Сразу устроился на работу в Локомотивное депо ст. Тында токарем, где началась моя трудовая биография и жизнь в комсомоле с небольшой карьерой в этой структуре, вплоть до её развала де-факто в масштабах всей страны за пару лет до 1991 года. С одной стороны — даже в последние годы своего существования, комсомол по-прежнему был верной «школой жизни» для многих будущих видных руководителей, политиков и бизнесменов «независимой» России во главе с неутомимым «борцом за демократию» Ельциным Б.Н. С другой стороны— ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек мог бы реализовать свои таланты и организаторские способности, начать строить карьеру в партийно-хозяйственной структуре, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле территории страны. Но я пишу свои статьи и рассказы про БАМ, где комсомол, а именно Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ) был по-настоящему другим. Помимо Горкомов и Райкомов комсомола с комитетами ВЛКСМ на местах были ещё легендарные штабы ЦК ВЛКСМ в зоне строительства БАМа. Более подробно об этом читайте в моей статье «Начальник штаба ЦК ВЛКСМ. Валентин СУЩЕВИЧ»

Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников

Почти 30 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей короткой работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а её саму — распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) все делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к постыдному дележу имущества этой небедной по тем временам организации. Но это в Москве. Там было много варварского, антинародного и удивительного до шока сознания и без какого-то комсомола, сразу после «победы демократии» в 1991 году. Но здесь я пишу про комсомол на БАМе в годы его строительства и примерно до 1989 года включительно. Комсомол БАМа как общественная структура действительно был живой и объединяющей силой с минимальной долей формализма и бюрократии. Некогда и некому было заниматься ерундой во время строительства БАМа! Масштаб добровольного участия комсомольцев в строительстве Байкало-Амурской магистрали был впечатляющим. Приведу лишь несколько цифр: 27 апреля 1974 года на БАМ отправился первый Всесоюзный отряд прямо со съезда комсомола в Москве. В последующие годы движение набирало обороты: с апреля 1978 года по май 1982 года на БАМе работало более 32 000 человек в составе комсомольских отрядов, а всего за период строительства по комсомольским путёвкам здесь побывало более 45 000 человек.

Зачем ребята ехали на БАМ? Почти 90% участников первого ударного отряда и около половины участников последующих отрядов не хотели, по их словам, оставаться в стороне от дела, захватившего всю страну. Ещё один сильный мотив — желание проверить себя. Конечно, материальная заинтересованность тоже присутствовала, но только у 24% участников второго отряда. В первом отряде деньги как мотив не рассматривались вовсе. Не верите? Так и было. Объединить молодых людей, которые прибывали из разных точек Советского Союза, было необходимо: нужна была идея, которую разделяли бы все. И в 1975 году на БАМе родилось движение «Я — хозяин стройки». Первоначально оно имело чисто экономические цели: добиться рационального использования техники и других ресурсов. Затем «хозяева стройки» начали обращать внимание на охрану природы и благоустройство построенных посёлков. Нагрудный знак с этой фразой и полномочия получали комсомольцы-победители социалистического соревнования на местах. В работе комсомола широко и наглядно использовались листовки и стенгазеты. Комсомольские собрания проходили шумно и заинтересовано, так как на них решались реальные проблемы внутри коллектива, а не только «решения очередного съезда в жизнь» для галочки комсоргу. Могу это заверить как бывший освобождённый секретарь комсомольской организации Локомотивного депо ст. Тында БАМ ж.д.

Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Коллаж из открытых источников
Без комментариев. Коллаж из открытых источников

Среди первых героев, решительно променявших спокойную жизнь на исторической родине на полную трудностей и лишений работу в суровой заснеженной тайге, был строитель Владимир Глушков. «В 1973 году я закончил инженерно-строительный институт, - вспоминал он. - Мы все были буквально воспитаны на комсомольских путёвках, на героике ударных строек. А тут такой масштаб, такая стройка! Предстоявшие трудности только добавляли романтики. Я полагал, что просто не смогу не принять участие в этой работе. К тому моменту, когда в обкоме комсомола начался оргнабор на БАМ, я уже успел получить полуторагодовой опыт работы, построил дом на ул. Авангардной. Явился к начальнику СМП-576 Александру Петрыкину, написал заявление и был принят в комсомольский отряд на БАМ». Тогда в составе ударных комсомольских отрядов молодёжь ехала на стройку магистрали века добровольцами, как в своё время их ровесники на фронт! Трудно сейчас представить, что современные молодые люди, живущие в Москве или Санкт-Петербурге, готовы добровольно отправиться в те далёкие, глухие места и проработать там несколько лет. Значит, что-то существенное отличает то поколение комсомольцев-бамовцев 1970-1980-х от нынешнего поколения «беспартийных». Особенно, когда вновь вспомнили про недостроенный в своё время БАМ и как-то не громко объявили проект «БАМ 2.0».

После развала и официального самороспуска комсомола как организации ВЛКСМ про него написано и сказано много гадостей, и даже сняли несколько «художественных» фильмов, где комсомольские руководители только пьют, комсомолок по саунам развлекают и рвутся на кресло повыше любой ценой. Не скажу, что этого не было. Было, но не это было главным и масштабным в комсомоле на БАМе. Менялось время, и приехавший добровольно на стройку комсомолец стремился жить в ногу со временем. Был он романтиком, а через пару лет перед тобой уже рационалист, думающий не только про палатки и гитары. Дело в том, что многие молодые строители становились семейными, взрослели, и в реальной жизни естественно воплощалось и «общественное», и «личное». Но в целом первое место у добровольцев занимало понимание важности личного участия в освоении нового региона. Мыслили комсомольцы БАМа масштабно, и прислушивались к мнению и действиям государства в лице местных руководителей КПСС. Управление ГлавБАМстрой, Штабы ЦК ВЛКСМ на БАМе, горкомы и райкомы комсомола на всех участках стройки хотели сделать и делали всё возможное, чтобы сам факт работы молодого человека на стройке стал равноценным «Знаку качества». Работал на БАМе мастером - в любом другом месте готовый прораб, работал прорабом - в центральной части России спокойно и уверенно справишься с должностью начальника строительного управления, был начальником СМП на БАМе - справишься с должностью управляющего трестом.

Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников
Без комментариев. Фото из открытых источников

Прошла дата 100-летия общественной комсомольской организации, которая сыграла огромную роль в истории нашей страны. И прежде всего в строительстве Байкало-Амурской магистрали. До сих пор Россией правят бывшие члены этой организации и, в последствии, КПСС. Почему же тогда XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ трагичными 27−28 сентября 1991 года принял решение о самороспуске такой, казалось бы, мощной организации? Причин было много. И не самой главной был приближающийся распад СССР. В сентябре 1991 года мало кто верил, что через несколько месяцев великая держава прекратит своё существование. Думаю, основной причиной самороспуска ВЛКСМ было разложение элиты комсомола. Он выдержал испытания войной, разрухой, строительством БАМа...но не выдержал испытания предательством своей элиты! Один из бывших комсомольских руководителей писатель Юрий Поляков вспоминал: «Когда я попал на работу в столичный райком комсомола, меня, как человека, воспитанного на комсомольском бескорыстии, поразило, что появились люди, которым наплевать, чем они занимаются. Для них было важно сделать карьеру, попасть за границу. Они потом и разрушили комсомол и, воспользовавшись комсомольскими менеджерскими навыками, неплохо устроились».

В народе говорят: «Всё начинается с дороги». У каждого поколения эти дороги свои. Для моего поколения такой дорогой стал легендарный БАМ - символ трудового героизма 1970-1980-х. Из каждых пяти строителей БАМа четверо были в возрасте до 30 лет.

И сквозь туманы, и сквозь года
До океана помчат поезда.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче - БАМ.
Скалы и чащи - всё он пройдет,
Наш работящий смелый народ.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный, а короче - БАМ.

Сейчас никто не любит писать на эту тему, так как считают былой «комсомол» организацией декоративной и формальной, под старшим братом КПСС и не более.-8

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.

Пишите комментарии. До новых встреч в 2022 году!