Найти тему

Сказка – ложь, да в ней структура или «Чтобы написать сценарий к голливудскому фильму нужен простой советский Мистер Пропп»

Т-c-c! Сегодня вечером в дом войдет волшебство. Тихо просочится в комнату и присядет рядом, на подушку. Почему? Потому что сегодня 11 февраля ДЕНЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК НА НОЧЬ.

Так что сегодня давайте поговорим о том, КАК ЖЕ УСТРОЕНА ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА?

«Прежде чем ответить на вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет»

Известный советский учёный-фольклорист Владимир Пропп потратил более двадцати лет на исследование сказок и нашел ТУ САМУЮ структуру, которая объединяет все волшебные сказки.

Оказалось, что в фольклоре постоянно повторяются одни и те же устойчивые схемы, вокруг которых группируются мотивы, сюжеты и персонажи.

В. Пропп выявил в волшебных сказках 7 видов героев:

  1. Герой, который отправляется в путь.
  2. Антагонист, противник, главный враг.
  3. Ложный герой. Тот, то прикидывается героем. Но в конце концов, ложный герой всегда будет разоблачен.
  4. Даритель. Он может появится лишь на мгновение и дать герою волшебный предмет.
  5. Помощник же всегда будет подле героя, а очень часто действует вместо героя.
  6. Отправитель. Тот, КТО отправляет героя в дальний пуст.
  7. Ну и, конечно, персонаж из-за которого все происходит, которого в конце обязательно спасут.

Пропп сформулировал 31 функцию, существующую в сказочном сюжете. Это поступки действующих лиц, значимые для всего хода событий. Они составляют основные элементы сказок и образуют порядок повествования. Могут отсутствовать те или иные функции. Они также способны менять своё место в последовательности сюжета. Но это не влияет на синтагматический ряд в целом — ведь все основные функции располагаются попарно: запрет-нарушение, борьба-победа, преследование-спасение.

Первый толчок развитию сюжета всегда дает или нарушение запрета, или какая –то происходящая беда и герой отправляется в путь. Тут мы видим параллель с обрядом инициации, когда мальчики уходили из деревни на очень тяжелые испытания. Они попадали в лес, переносили ужасающие мучения и параллельно с этим им рассказывали какие-то части древних мифов и знаний.

Откуда бы герой не выходил он всегда приходит в лес. Это можно объяснить чисто историческими обстоятельствами. Понятно, что в те времена, когда складывались сказки, большая часть планеты была покрыта лесами. Но в тоже время, лес –мир неизведанный, лес –мир волшебных предков.

На его пути будут встречаться все те, кого Пропп свел к помощнику и дарителю. И Герой должен относится ко всем почтенно и благородно ведь это -Духи предков. А это уже - важнейшее фольклорное представление. Если герой правильно себя ведет- то они его пропускают в тот мир. Как, например, Баба яга. Помните, как Иван пришел и стал требовать, чтоб та его накормила напоила и в баньке попарила? Это все – своего рода инициация, обряд. Смыв «живой дух» и приобщившись к еде того мира, герой получает возможность ПОПАСТЬ В ДРУГОЕ ЦАРСТВО и выполнить свою миссию.

Фольклорная сказка всегда заканчивается хорошо: либо свадьба, либо изобилие – пир на весь мир, невероятные богатства. Одним словом-награда.

Труды В.Проппа не оценимы. Ученый считал, что у сказок, древних мифов и даже романов есть общее ядро и искал их в архаических верованиях, представлениях и ритуалах. По мнению, фольклориста, сказка выросла из мифа. И что особо важно для Проппа –сказка выросла из обрядов и ритуалов. Если сказка отпочковалась от мифа, то в средние века из сказки вырос рыцарский роман. Рыцарь круглого стола отправляется совершать свои подвиги, конечно же попадает в лес. Там ему встречаются волшебные существа. Он убивает дракона, спасает девицу и женится на ней. Все очень схоже.

Получается, что структура Проппа не простая, а золотая. Она способна объяснить не только волшебные сказки, но и повествовательные произведения мировой литературы в целом.

-2