Ответ на этот вопрос был дан Мельниковым-Печерским Павлом Ивановичем в его труде "На горах" (1875—1881).
Путешествуя по Матушке-России, он собрал массу интереснейших наблюдений и воспоминаний, как простого народа, так и людей, состоящих в чине.
Однажды Павел Иванович посетил Нижний Новгород, а точнее Сергачский уезд. Славился этот уезд тем, что около 30 деревень здесь кормилось медвежатным промыслом, т.е. население дрессировало мишек. Еще маленьких их покупали у чуваш да черемис в Казанской губернии и обучали всякой деревенской премудрости:
как баба в нетопленой горнице угорела, как малы ребята горох воровали, как у Мишеньки с похмелья голова болит.
В народе таких кацапов прозвали - сергачи. Ходили они куда глаза глядят, ходили вдоль и поперек по русской земле, заходили и в Немечину на Липецкую ярмарку.
Дело сергача старинное: еще Ивану Грозному на них жаловались тогдашние архиереи на Стоглавом соборе, говоря, что дело это поганское, т.е. языческое, если верить переводу с английского (pagan - язычник).
кормяще и храняще медведя на глумление и на прельщение простейших человек… велию беду на христианство наводят.
Только даже Иван Васильевич не смог с ними справиться. Извести же смог саксонский король.
В начале 19 века потешали сергачи на Липецкой ярмарке тамошний люд медвежьею пляской. Какой-то немец с мишкой обошелся невежливо, за что поплатился своей костяной шляпой. Немцы ужаснулись - целого подданного лишился саксонский король. Начались жалобы и с той поры запретили сергачам по чужим царствам медведей водить.
Нипочем бы это было медвежатникам – русская земля длинна, широка, не клином сошлась, есть где лесному боярину разгуляться, потешиться. Но, тут включились тогдашние зоозащитники: как, дескать, можно Михайла Иваныча на цепи таскать, палкой бить, в ноздри кольцо ему пронимать? Запретили. В тридцати деревнях не одну сотню ученых медведей мужики перелобанили, а сами по миру пошли: все-таки – отхожий промысел.
Наступило другое время - Наполеону петух жаренный клюнул в одно место и тот решил войной пойти на Россию. Много тогда французов попало в плен. Больше спасали их от русского мороза: забирали сплошь да рядышком и по разным городам на житье рассылали. И в Сергач сколько-то офицеров попало, полковник даже один.
На зиму в город помещики съехались, познакомились с французами и по русскому добродушию приютили их, приголубили. Пленникам не житье, а Масленица, а тут подоспела и настоящая весела, честна Масленица, Семикова племянница.
Сегодня блины, завтра блины – конца пированьям нет. Пленников на разговоры да философию потянуло:
Не забудет Наполеон своего сраму, новое войско сберет, опять на Россию нагрянет, а у вас все истощено, весь молодой народ забран в полки – несдобровать вам, не справиться.
Наш капитан-исправник отвечает французам:
Правда ваша, много народу у нас на войну ушло, да эта беда еще не великая, медведей полки на французов пошлем.
Пленники покатились со смеху, а исправник свое продолжает:
самому-де велено к весне полк медведей обучить. Новобранцы маленько к службе уже привыкли – военный артикул дружно выкидывают. Послезавтра милости просим ко мне на блины, медвежий баталион на смотр вам представлю.
А медвежатники бродили по стране только летом, зимой же дома сидели на печи. Вот, им и поступило повеление, чтобы медведей в город привели. В должный день они навели косолапых с тысячу, поставили рядами, стали их заставлять палки на плечо вскидывать, показывать, как малы ребята горох воровали.
А исправник толкует французам:
Это ружейным приемам да по-егерски ползать они обучаются.
Французы, конечно, мягко говоря обомлели, да давай домой строчить письма: сами-де своими глазами медвежий батальон видели.
Вот, с той-то поры французы медведями нас и стали звать.
#медведь #карикатура #россия #франция #наполеон #русско-французская война #Отечественная война 1812 года
Рассказ офицера о немецкой разведке в Первую Мировую войну.
Подвиг лейтенанта Скрыдлова и художника Верещагина в Русско-турецкую войну 1877-1878гг.
Русская смекалка против турецких броненосцев на войне 1877-78гг.