133,7K подписчиков

Дельфийский оракул и христиане

879 прочитали
Одно из мест, связанных с деятельностью Дельфийского оракула
Одно из мест, связанных с деятельностью Дельфийского оракула

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным. В древние времена потребность знать, что грядет, лучше всего зафиксирована в греческой литературе Ораклов - пророческих записей.

Это желание было переплетено с повседневной жизнью древних греков, проистекая из многочисленных оракулов, которые широко были известны в Древней Греции. Древние греки полагались на различных провидцев - оракулов - чтобы получить совет по общественным и личным делам. Геродот упоминает в своем труде не менее 18 святынь, имеющих оракула, и 96 "пророческих станций" (уединенных мест) единственной целью которых было предоставить людям возможность получения совета у оракула. Около 53 из этих "станций" ассоциировали с Дельфийскими оракулами.

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-2

Пророчество и гадание кажутся тесно связанными друг с другом. Согласно древним грекам, гадание было наукой о предзнаменованиях и применялось различными способами, такими, например, как интерпретация того, как летают птицы. Этот вид гадания был широко распространен. Видящие обращали внимание на направление, высоту и манеру полета птицы. Одними из самых важных провидцев древности, о которых упоминает Гомер, были Калхас и Хелен.

В основном оракулы занимались тем, что давали людям практические советы, в которых те нуждались. Подобная же система провидцев существовала в древнем мире повсюду. В Библии мы тоже многократно читаем о том, что люди обращались к услугам провидцев. Вспомните, к примеру, историю Саула, потерявшего ослицу и отправившегося на ее поиски:

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-3
5 Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас.
6 Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти.
7 И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас?
8 И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш.
9 Прежде у Израиля, когда кто‐нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем. 1 Царств 9:5-9

Так Саул и встретил Самуила, который объявил его царем.

Я хочу обратиться к некоторым из материалов Дэниела Петерсона, являющегося крупнейшим специалистом по изучению древних Оракул. Он основал Инициативу BYU по ближневосточным текстам, возглавляет The Interpreter Foundation и является автором нескольких книг по древней истории.

Дельфийский оракул
Дельфийский оракул

Древние греки, особенно оракулы, обращались не только к тем темам, по которым им задавали вопросы. Они видели сны и видения, и рассказывали о них. В Древней Греции было много таких оракулов, но самыми известными из них были Дельфийский оракул и оракул Додоны.

Дельфийский оракул, посвященный Аполлону, известен с 7 века до н.э. и играл важную роль. Сивилла или жрица оракула в Дельфах была известна как Пифия, которая сидела на треножнике, жевала лавровый лист и пила воду из священного источника Кассотида. Находясь в трансе, Пифия бредила, и ее слова священники храма переводили в гекзаметры.

Все древние общества — не только библейские евреи — обращались к пророчествам и предсказаниям, чтобы убедиться, что их верования и действия соответствуют воле Бога или богов. У римлян не было более важной или известной пророчицы, чем Сивилла - титул пророческой должности, которую всегда занимала женщина. В древнем мире в разное время было много женщин, которых считали сивиллами, в том числе легендарная еврейская сивилла, невестка Ноя, жившая во времена Вавилонской башни.

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-5

Однако для римлян наиболее почитаемая Сивилла пророчествовала из священного храма-пещеры в Кумах, недалеко от современного города Неаполя. Значение оракулов Сивиллы в римском обществе восходит к самым истокам римской истории.

Согласно легенде, к царю Тарквинию Приску (начало шестого века до н. э.) подошла однажды старуха и принесла с собой девять свитков. Эти свитки содержали пророчества Сивиллы, за которые старуха потребовала 300 золотых. Тарквиний, считая женщину мошенницей и презирая этот дар богов, отказался платить возмутительную сумму.

После этого старуха сожгла три свитка в ближайшем костре, затем снова обратилась к королю и попросила 300 золотых за оставшиеся шесть. Убедившись, что старуха сошла с ума, Тарквиний снова отказался, после чего старуха сожгла еще три свитка, снова потребовав за последние три те же 300 золотых. Внезапно сообразив, что женщина была самой Сивиллой, Тарквиний согласился заплатить сумму.

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-6

Три уцелевших свитка Сивиллы впоследствии бережно хранились в Капитолийском храме Рима как самые священные книги римлян. Кворум из 10 особых священников регулярно обращался к этим оракулам за пророческим руководством при принятии важных политических решений. Однако римляне всегда осознавали, что им не хватало первоначального полного собрания оракулов, и поэтому их толкования были потенциально ошибочными.

Считалось, что языческая сивилла Кумская пророчествовала под влиянием Аполлона, бога прорицания, жрицей которого она была. Она продолжала пророчествовать в Кумах в течение многих столетий — очевидно, это была череда жриц — и сборники ее более поздних оракулов были добавлены к первоначальным трем древним свиткам, купленным Тарквинием.

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-7

Самое известное описание оракула Сивиллы происходит из «Энеиды» Вергилия (6.35ff). Потребовав от героя Энея в жертву семи быков и семи овец, Сивилла вошла в экстатическое состояние:

«Когда она говорила, ни лицо, ни оттенок лица не изменились, и волосы ее не были заплетены. Грудь ее вздымалась, ее дикое сердце расширялось от страсти. В их глазах она казалась выше и больше не походила на смертную, так как почувствовала дыхание силы бога рядом».

Вслед за этим, по вдохновению Аполлона, она пророчествовала о будущем Энея и о божественном основании Рима.

Можно было ожидать, что эта языческая пророчица будет отвергнута и осуждена христианами и евреями. И многие из них действительно осуждали и отвергали ее. Многие христиане считали языческих богов демонами, а их жрецов и жриц — слугами дьявола.

Однако другие ранние христиане истолковывали некоторые сивиллинские оракулы как вдохновленные пророчества о пришествии Христа, особенно четвертую «Эклогу» Вергилия, которая, как считалось, была поэтическим пророчеством, основанным на сивиллинском оракуле. Христиане цитировали отрывки из этих оракулов своим соперникам-язычникам как доказательство того, что даже собственные священные книги язычников пророчествовали о Христе.

Желание человека знать, что готовит будущее, не является чем-то новым или необычным.-8

Выводы

Таким образом, многие христиане начали рассматривать оракулы Сивиллы как вдохновленные Святым Духом, по крайней мере частично, и их цитировали многие раннехристианские апологеты и отцы церкви, включая Августина. В этой роли Сивилла появляется на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле рядом с пророками Ветхого Завета как подлинный пророк Христа, иллюстрируя всемирный масштаб Его искупительной миссии для всего человечества.

Принятие христианами некоторых пророчеств Сивиллы гарантировало частичное выживание этих Оракул. Замечательная история сивилл описана в H.W. Parke, «Sibyls and Sibylline Prophecy» (Routledge, 1988). Сохранившиеся 14 книг христианизированных сивиллинских оракулов были переведены в книге Джеймса Чарлсуорта «Псевдоэпиграфы Ветхого Завета» (1983), 1:317-472.

Влияние Оракул на христиан было настолько велико, что части оракул даже вошли в литургию РКЦ. К примеру поэма-акростих из «Сивиллинских оракулов» 8:217–50, процитированная Августином в Граде Божием (18:23), вошла в христианскую литургию как «Песнь Сивиллы» (более известная под латинским названием люциди сигнум). Она стала частью литургии, распеваемой в заутрене в канун Рождества Христова.

В следующей публикации я поделюсь некоторыми Оракулами, данными, по всей видимости, еще в дохристианские времена, в которых даются пророчества о приходе Сына Божьего - Спасителя мира, Желания народов. Не пропустите!