Еще со времён Чапека, привнёсшего в человеческую культуру слово "робот" мы привыкли думать, что если роботы нам чем-то и угрожают, то лишь тогда, когда обретут полноценный разум и волю. И только тогда у них могут появиться собственные интересы, в которые мы можем не вписаться. Порождённые этим страхом многочисленные терминаторы всех возможных, а чаще - невозможных - конструкций, маршировали по страницам романов и экранным пространствам фильмов.
Оказалось, что страшнее гигантских роботов, собирающих людей в лукошко, как грибы, может стать вполне милый робот, главная задача которого - дружить.
Если бы кто-то догадался составить рейтинг самых страшных роботов, то вне всяких сомнений на первой строчке должен значится "Неисправимый Рон" - персонаж детской анимационной ленты, которая меньше всего напоминает антиутопию, и тем не менее именно ею является.
Иметь а не быть
В первый момент, когда я начал смотреть "Неисправимого Рона", я подумал, что, возможно, мы имеем перед собой рождение нового жанра - производственную драму для детей. Ну, то есть авторы решили рассказать о том, как изобретатель и иноватор, вбирающий черты условного "компьютерщика", представляет миру свой новый революционный, конечно же, продукт, а потом с этим продуктом начнутся проблемы: люди начнут им неразумно пользоваться, у продукта появятся какие-то непредусмотренные свойства, у него найдутся противники из числа политических активистов ну и дальше пойдёт история с решением этих самых проблем. Могло бы получиться интересно: это мог бы быть рассказ о том, как бывает непроста судьба талантливых людей, о том, как важно верить в свои силы и уметь пользоваться чужой помощью, о том, какую роль в нашем мире играют деньки, в конце концов. Можно было бы рассказать о том, что такое политика, ну и о сложностях человеческой природы можно было бы порассуждать.
Но нет. Вслед за презентацией товара нам рассказывают о мальчике Барни, главная проблема которого в том, что ему не купили би-бота - то самое революционное устройство, что было представлено нам в начале и сочетающее в себе свойства мобильика с доступом в соцсети, электроскутера, телепроектора и интеллектуального ассистента. То есть Барни сначала не купили би-бота, чтобы нам было понятно, как это плохо - жить без модного гаджета, когда у всех он есть: ребёнок буквально выпадает из социальной жизни, поскольку в этой истории все дети находят своих новых друзей через соцсети, доступ к которым предоставляет би-бот и успешность измеряется просмотрами, лайками и репостами. А потом все-таки гаджет у Барни полявляется, но дефективный: драйвера не установились, связи нет, бот мало что понимает, что понимает - то неправильно, да и то со слов своего владельца, который - сам ещё ребенок и затрудняется описать многие социальные концепции.
Дальше история пойдет по пути комедии положений, социальной драмы со спасением неисправного гаджета, попытками скрыться от агрессивных взрослых и выбором между прибылью и служением обществу. В фильме довольно много маленьких подсюжетов, но мы их обсуждать не будем, чтобы не упустить главную тему - "Неисправимый Рон" это рассказ о том, что лучший друг мальчика, это его робот.
Новые формы любви и дружбы
Казалось бы, что тут такого оригинального: мы уже видели истории про отношения ребенка и робота: вспомнить хотя бы "Стального гиганта" или сравнительно недавний "Город героев". Вот штука в том, что "Стальной гигант" - это посланец инопланетной цивилизации, да и вообще, скорее является метафорой просыпающихся в ребенке странных желаний и сил, с которыми ему предстоит научиться справляться (как и Халк, например), а робот из "Города героев" - репрезентация старшего брата, не сумевшего закончить свою работу, и отношение Хиро к нему, это сложная смесь чувств, да и сам робот в фильме не слишком-то одушевлён, он всё ещё больше предмет, чем персонаж.
В "Неисправимом Роне" всё совсем иначе: би-бот Рон, с которым дружит Барни - это купленная вещь, это не загадочный посланник космоса и не наследие погибшего брата. Би-бот это коммуникативный главным образом гаджет и от него зависит преуспевание в обществе. И самое главное: основное предназначение би-бота это производить суррогат дружбы и эмулировать социальную жизнь, об этом тоже говорится вполне отчетливо. То есть да, перед нами история о дружбе, но, пожалуй, это первая история - по крайней мере я не могу вспомнить аналогов - о дружбе человека и неодушевлённого предмета.
Примечательная деталь: фильм проговаривается о самом важном - би-боты обещают стать "лучшим другом за две секунды", но сами герои истории знают, что другом может быть человек и никто другой. Би-бот, как и любой другой гаджет, только реализует функцию - например, связи, информирования или отображения информации, но ни в коем случае не могут быть кем-то, они всегда остаются чем-то, предметами, товаром, устройством. В фильме есть занятный диалог, который показывает одну из важнейших проблем истории "Неисправимого Рона". Это происходит, когда Барни пытается научить Рона дружить:
- Что значит "Друг" - спросил Рон.
- Ну, "друг" - это человек, который... Знает как... И он всегда!
- Я понял, "друг" - это человек, который знает как и он всегда! Пойдём в школу! - воскликнул Рон.
Почему я так подробно рассказываю об этом? Потому, что искусство это черновик жизни. При помощи искусства мы "проигрываем" возможные варианты поведения, находим в них смысл, оправдание, возможную перспективу. Но для детей, которым и адресован "Неисправимый Рон" искусство ещё и является источником поведенческих моделей. И я с уверенностью могу сказать, что этот мультик - это заявка "Нового Дивного Мира" на свою реальность. Вот только реальность эта наступит тогда, когда нынешние зрители, посмотревшие "Неисправимого Рона" начнут воспитывать своих детей и - они даже не будут знать откуда у них появилась эта идея - они решат, что самое главное в этом деле, это вовремя подарить ребенку гаджет, с помощью которого он "найдет новых друзей". Вы думаете, что это ещё очень не скоро? Фильм ориентирован на подростков 11-14 лет, так что момент появления у них собственных чад наступит всего через полтора десятилетия - не так уж долго, мы доживём. Какие там будут технологии к тому моменту? Цукерберг выпустит свою Метавселенную, скорее всего. Так что выросшие до размеров снеговиков нынешние "снежинки" не будут дарить своим отпрыскам милых роботов, способных составить компанию в уличных играх, они будут усаживать своих детишек в удобные кресла и надевать им на голову первую в их жизни гарнитуру виртуальной реальности.
Кстати, обсудить эту статью вы можете в нашем сообществе во ВКонтакте, у нас там происходит много интересного.