38K подписчиков

"НЕИСПРАВИМЫЙ РОН" АНТИУТОПИЯ В ПОДАРОЧНОЙ УПАКОВКЕ

507 прочитали

Еще со времён Чапека, привнёсшего в человеческую культуру слово "робот" мы привыкли думать, что если роботы нам чем-то и угрожают, то лишь тогда, когда обретут полноценный разум и волю. И только тогда у них могут появиться собственные интересы, в которые мы можем не вписаться. Порождённые этим страхом многочисленные терминаторы всех возможных, а чаще - невозможных - конструкций, маршировали по страницам романов и экранным пространствам фильмов.

Новый дивный мир. Тут это вместо хэппи-энда. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Новый дивный мир. Тут это вместо хэппи-энда. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

Оказалось, что страшнее гигантских роботов, собирающих людей в лукошко, как грибы, может стать вполне милый робот, главная задача которого - дружить.

Если бы кто-то догадался составить рейтинг самых страшных роботов, то вне всяких сомнений на первой строчке должен значится "Неисправимый Рон" - персонаж детской анимационной ленты, которая меньше всего напоминает антиутопию, и тем не менее именно ею является.

Иметь а не быть

В первый момент, когда я начал смотреть "Неисправимого Рона", я подумал, что, возможно, мы имеем перед собой рождение нового жанра - производственную драму для детей. Ну, то есть авторы решили рассказать о том, как изобретатель и иноватор, вбирающий черты условного "компьютерщика", представляет миру свой новый революционный, конечно же, продукт, а потом с этим продуктом начнутся проблемы: люди начнут им неразумно пользоваться, у продукта появятся какие-то непредусмотренные свойства, у него найдутся противники из числа политических активистов ну и дальше пойдёт история с решением этих самых проблем. Могло бы получиться интересно: это мог бы быть рассказ о том, как бывает непроста судьба талантливых людей, о том, как важно верить в свои силы и уметь пользоваться чужой помощью, о том, какую роль в нашем мире играют деньки, в конце концов. Можно было бы рассказать о том, что такое политика, ну и о сложностях человеческой природы можно было бы порассуждать.

Явление миру нового героя. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Явление миру нового героя. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

Но нет. Вслед за презентацией товара нам рассказывают о мальчике Барни, главная проблема которого в том, что ему не купили би-бота - то самое революционное устройство, что было представлено нам в начале и сочетающее в себе свойства мобильика с доступом в соцсети, электроскутера, телепроектора и интеллектуального ассистента. То есть Барни сначала не купили би-бота, чтобы нам было понятно, как это плохо - жить без модного гаджета, когда у всех он есть: ребёнок буквально выпадает из социальной жизни, поскольку в этой истории все дети находят своих новых друзей через соцсети, доступ к которым предоставляет би-бот и успешность измеряется просмотрами, лайками и репостами. А потом все-таки гаджет у Барни полявляется, но дефективный: драйвера не установились, связи нет, бот мало что понимает, что понимает - то неправильно, да и то со слов своего владельца, который - сам ещё ребенок и затрудняется описать многие социальные концепции.

Зависть - стартер сюжета. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Зависть - стартер сюжета. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

Дальше история пойдет по пути комедии положений, социальной драмы со спасением неисправного гаджета, попытками скрыться от агрессивных взрослых и выбором между прибылью и служением обществу. В фильме довольно много маленьких подсюжетов, но мы их обсуждать не будем, чтобы не упустить главную тему - "Неисправимый Рон" это рассказ о том, что лучший друг мальчика, это его робот.

Новые формы любви и дружбы

Казалось бы, что тут такого оригинального: мы уже видели истории про отношения ребенка и робота: вспомнить хотя бы "Стального гиганта" или сравнительно недавний "Город героев". Вот штука в том, что "Стальной гигант" - это посланец инопланетной цивилизации, да и вообще, скорее является метафорой просыпающихся в ребенке странных желаний и сил, с которыми ему предстоит научиться справляться (как и Халк, например), а робот из "Города героев" - репрезентация старшего брата, не сумевшего закончить свою работу, и отношение Хиро к нему, это сложная смесь чувств, да и сам робот в фильме не слишком-то одушевлён, он всё ещё больше предмет, чем персонаж.

Все дети - как дети, один ты аналоговый. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Все дети - как дети, один ты аналоговый. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

В "Неисправимом Роне" всё совсем иначе: би-бот Рон, с которым дружит Барни - это купленная вещь, это не загадочный посланник космоса и не наследие погибшего брата. Би-бот это коммуникативный главным образом гаджет и от него зависит преуспевание в обществе. И самое главное: основное предназначение би-бота это производить суррогат дружбы и эмулировать социальную жизнь, об этом тоже говорится вполне отчетливо. То есть да, перед нами история о дружбе, но, пожалуй, это первая история - по крайней мере я не могу вспомнить аналогов - о дружбе человека и неодушевлённого предмета.

Твоя нелепая семья. Ты можешь не любить их, если они не покупают тебе гаджеты. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Твоя нелепая семья. Ты можешь не любить их, если они не покупают тебе гаджеты. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

Примечательная деталь: фильм проговаривается о самом важном - би-боты обещают стать "лучшим другом за две секунды", но сами герои истории знают, что другом может быть человек и никто другой. Би-бот, как и любой другой гаджет, только реализует функцию - например, связи, информирования или отображения информации, но ни в коем случае не могут быть кем-то, они всегда остаются чем-то, предметами, товаром, устройством. В фильме есть занятный диалог, который показывает одну из важнейших проблем истории "Неисправимого Рона". Это происходит, когда Барни пытается научить Рона дружить:

- Что значит "Друг" - спросил Рон.
- Ну, "друг" - это человек, который... Знает как... И он всегда!
- Я понял, "друг" - это человек, который знает как и он всегда! Пойдём в школу! - воскликнул Рон.
Постижение мира. "Неисправимый Рон", кадр из фильма
Постижение мира. "Неисправимый Рон", кадр из фильма

Почему я так подробно рассказываю об этом? Потому, что искусство это черновик жизни. При помощи искусства мы "проигрываем" возможные варианты поведения, находим в них смысл, оправдание, возможную перспективу. Но для детей, которым и адресован "Неисправимый Рон" искусство ещё и является источником поведенческих моделей. И я с уверенностью могу сказать, что этот мультик - это заявка "Нового Дивного Мира" на свою реальность. Вот только реальность эта наступит тогда, когда нынешние зрители, посмотревшие "Неисправимого Рона" начнут воспитывать своих детей и - они даже не будут знать откуда у них появилась эта идея - они решат, что самое главное в этом деле, это вовремя подарить ребенку гаджет, с помощью которого он "найдет новых друзей". Вы думаете, что это ещё очень не скоро? Фильм ориентирован на подростков 11-14 лет, так что момент появления у них собственных чад наступит всего через полтора десятилетия - не так уж долго, мы доживём. Какие там будут технологии к тому моменту? Цукерберг выпустит свою Метавселенную, скорее всего. Так что выросшие до размеров снеговиков нынешние "снежинки" не будут дарить своим отпрыскам милых роботов, способных составить компанию в уличных играх, они будут усаживать своих детишек в удобные кресла и надевать им на голову первую в их жизни гарнитуру виртуальной реальности.

Кстати, обсудить эту статью вы можете в нашем сообществе во ВКонтакте, у нас там происходит много интересного.