Найти тему

Не думай о «сближеньях» свысока – выставка в Пушкинском приближает искусство к народу

Оглавление

Долой академизм – вот, пожалуй, главный посыл выставки «Бывают странные сближенья» в Пушкинском музее.

Тринадцать залов неожиданностей, где по ассоциативному принципу размещены парами или группами, но всегда в определенной логической последовательности античные амфоры, черные квадраты, чучело совы, голландские натюрморты, и вы никогда не угадаете, что вас ждет за поворотом – икона? Черный квадрат? Теленок с двумя головами, позаимствованный из кунсткамеры?

«Если музейщики так любят все структурировать, то почему бы не внести свежую струю в саму логику организации пространства и экспонатов», - примерно так восклицает куратор выставки,

и вот в самом

первом зале

мы уже видим помещенные рядом картину Якоба ван Геела «Пейзаж с большим деревом» и

древнегреческую бронзовую ручку сосуда VII века до нашей эры в виде головы чудища с острым клювом. Почему?

Листайте галерею:

Всмотритесь: две ветви фантастического дерева заканчиваются карикатурными профилями – не правда ли, они будто перемигиваются с чудищем?

А вот история с зайцем: очень похожее на зайца нечто под названием Метаморфоза II Маркуса Ратца (Чугун, 1991 г., Париж)

Листайте галерею:

и целый ряд чудных романтических пейзажей на тему охоты, в том числе и на зайца, а наш-то чугунный сидит и за всем этим наблюдает.

Вот чучело серого пеликана из Дарвиновского музея

Фото автора
Фото автора

и тут же Искушение святого Иеронима, Джованни Савольдо (ок. 1530 г.):

Листайте галерею:

мы видим очертания скалы и с другой стороны нечто с острым клювом, возможно, символизирующее sмерть, оно приближается к святому Иерониму, лежащему в расщелине скалы. Не напоминают ли они пеликана?

Ноздреватые складки горы на картине Карела Фабрициуса «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии (1647 г.)

Фото автора
Фото автора

и образчик современного искусства Анатолия Осмоловского из серии «Хлеба» - увеличенное изображение ломтя черного хлеба – 2007 год, Дерево, резьба, тонирование, и там, и здесь, всмотревшись, можно обнаружить некое условное лицо.

Экспонаты, кстати лишены каких-либо опознавательных знаков – ни названий, ни авторов вы рядом с ними не найдете, только в отдельном каталоге, - и это тоже, по замыслу авторов, призвано освободить нас от перегруженности лишними знаниями – здесь нужны только личные впечатления и эмоции.

Есть, конечно залы, организованные на принципах общепринятых, скажем

«От юности к старости»

- здесь нужно просто строго следовать нумерации, начав с цифры один, и вот она – человеческая жизнь проходит перед вашими глазами – изображения на портретах становятся все старше, и где ж ты, где ж ты, былая мощь, хочешь встать, и рукою не можешь двинуться…

Листайте галерею:

Ну или «Пять чувств»

- тоже, казалось бы, очевидно, о чем пойдет речь, ан нет – уж больно необычны экспонаты:

Зрение

Иллюстрирует

«Набор косметических глазных протезов». Европа, 19-20 вв., стекло, дерево, металл, Париж.

Странно, но доходчиво. А причем здесь искусство? Не знаю.

Вообще именно этот зал более всего напоминает лавку старьевщика с антикварным уклоном – вот на стене бородатая неясыть и большой толстый лори из Дарвиновского музея, на первом плане тоже экспонат с предсказуемым названием «Велосипедное колесо», между прочим, создано в 1913 году Марселем Дюшаном, вместе с табуретом приехало из Парижа, а вот правее

полотно 17 века голландца Корнелиса ван Харлема под названием «Кимон и Ифигения».

Фото автора
Фото автора

Чувствуете связь между этими объектами? Я тоже нет.

Осязание

Вот здесь, как мне кажется, - в точку. Картина швабского мастера конца 15 – начала 16 века под названием «Неверие Фомы».

Фото автора
Фото автора

Давайте вспомним, откуда вообще пошло выражение

«Фома неверующий» -

Фомой неверующим церковная традиция называет одного из апостолов, который, услышав от других учеников весть о воскресении Учителя, не поверил этому. Евангелие так передает его слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Узнав о неверии Фомы, Иисус дает ему прикоснуться к себе, чтобы тот обрел счастье веры. Это аллегория, рассказывающая о судьбе человечества, которое слишком доверяет лишь тому, что может увидеть и пощупать, и не готово принять что-то просто на веру.

Слух

Полотно Джованни Франческо Барбьери, прозванного Гверчино, называется «Святой Иероним, внимающий трубному гласу» (1620 г.).

Фото автора
Фото автора

Евсевий Иероним Софроний - ученый богослов, автор перевода Библии на латинский язык. Жил в Риме и на Востоке, позже удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предавался суровому аскетизму. Находясь в пустыне, услышал трубный глас, предвещающий Страшный суд.

Вкус

Ну это из разряда фокусов, на мой взгляд – «What is art? (Что есть искусство)» - вопрошает автор, Паруйр Давтян, автор арт-объекта, а попросту говоря, аппарата с конфетами – ох, не знаю, искусство здесь и близко не лежало.

Фото автора
Фото автора

Вот еще неожиданность

– зал "От складки к геометрии"

Здесь, с одной стороны, чисто декоративные «перемигивания», посмотрите

Рисунок на ткани на портрете Иоганна Постоянного, курфюрста Саксонского (15-16 век) перекликается неожиданным образом с современным произведением Франсуа Морелле «Четыре сетки под углами», а все вместе заигрывает с сирийским декоративным панно 14-15 века, прибывшим из Эрмитажа.

С другой стороны, представлены совершенно программные произведения, заложившие такое принципиальное новое направление в живописи, как

– кубизм.

Это, во-первых, единственное в нашей стране полотно Жоржа Брака, и называется оно «Замок Ла Рош Гюйон», 1909 год. Мы видим одно из первых полотен, выполненных в стиле и духе кубизма,

Фото автора
Фото автора

и, во-вторых, не менее значимая «Скрипка» Пабло Пикассо, 1912 год, тоже одна из первых кубистических вещей. Основоположники, кстати, приятельствовали.

Фото автора
Фото автора

При этом, как бы оправдывая слово «складки» в названии зала, куратор поместил тут же рядом статую Мадонны с младенцем начала 16 века.

Фото автора
Фото автора

Знаете, а мне нравится замысел. Не любишь кубизм? Повернись к нему спиной и рассматривай мадонну. Не хочешь искать параллели – не надо. Любуйся каждым произведением по-отдельности.

Не хочется перегружать первую же историю о выставке, продолжу в следующей публикации – у меня найдется, чем удивить.

Видеоматериалы по выставке: https://zen.yandex.ru/video/watch/62024166d55f984644e7d0fb

#искусство рт #выставки рт