Нам часто приходится отвечать за то, в чем мы "не виноваты": родину, родителей, национальность. Канал уже начал обсуждение этой темы. О том, как родители влияют на нашу жизнь, можно почитать здесь (история Оджана Наумкина). О влиянии национальности довольно подробно рассказано в статье про Увайса Ахтаева. Но, на наш взгляд, фильм Киры Коваленко - повод вернуться к разговору в свете с имеющей место сегрегации по национальному признаку.
Две крайности
- Частенько можно услышать: "Я горжусь, что китаец (американец, русский)". Но в чем же наша заслуга? Разве понятие "гордость" не относится к разряду личных достижений - спортивных, научных, человеческих? Национальность дается от рождения, и мы никак не можем на это повлиять. Одному Богу угодно, чтобы человек появился на свет евреем, немцем, белорусом или японцем.
- Но есть и другая крайность. Нередко кто-то словно возвышается над всеми:"Я человек мира". Думаю, как бы мы ни провозглашали себя людьми планетарного масштаба, наше формирование происходило в определенном культурном контексте. Образование, воспитание, традиции повлияли на нас столь сильно, что отрицать это бессмысленно.
Хотя следует признать: есть более открытые общества (Западная Европа, например) и менее открытые (КНДР, Китай, Иран). Фильм Киры Коваленко о Северной Осетии и том посттравматическом синдроме, который она ощутила после Беслана.
О картине
Фильм "Разжимая кулаки", вышедший на экраны осенью 2021 года, получил главную премию в Каннах (категория "Особый взгляд"). Его включили от РФ в номинацию на премию "Оскар", однако в шорт-лист он не вошел.
Режиссер Кира Коваленко, уроженка Кабардино-Балкарии, училась у А. Сокурова. Помимо короткометражных лент в свои 32 года она уже сняла "Софичку" (2016), которая собрала три награды различных международных конкурсов.
Фильм рассказывает о Северной Осетии, при этом герои разговаривают на родном языке, а вместо актёров снимаются обычные люди. Лишь главную героиню Аду играет начинающая актриса Милана Агузарова, а ее отца - известный театральный актер Алик Караев.
Среди негативных комментариев прочитала, что картину можно назвать "антипатриархальной феминистской фигней". Поэтому сразу оговорюсь: первоначально К. Коваленко писала сценарий о трех братьях и лишь позднее решила сделать главной героиней девушку. Это добавило персонажу яркости.
В небольшом поселке Мизур живет семья Даура, которая перебралась сюда после драматических событий в соседнем регионе. Отец воспитывает двух сыновей и дочь. Старший, Аким, вырвался от опеки отца и проживает в Ростове. Младший, Дакко, психологически еще ребенок, а их сестра Ада мечтает убежать от гипертрофированной родственной близости, которая подавляет ее личность. При этом после трагических событий она нуждается в операции, вынуждена носить памперс, но отцу легче не отпускать дочь от себя, чем ее "потерять".
Ощущение духоты
Лично я устала от фильмов, где главными героями являются бандиты, проститутки и олигархи. А снять фильм об обычных людях, чтобы это цепляло, сложно. Кире Коваленко это удалось. Я настолько была потрясена необычным финалом, что впервые полезла в статьи критиков, чтобы найти ответ на вопрос: вырвалась ли Ада из того мира, в котором жить невыносимо душно, или сдалась. Ведь на кону не только гиперопека, но и любовь. Цена бегства - отцовское отречение.
Кира Коваленко погрузила нас в мир совсем другого народа, его традиций и жизненных устоев. Горы вокруг Мизура словно отгораживают поселок от большой жизни, а внутри... пацаны кидают петарды и устраивают на футбольном поле автомобильный дрифт. Подумалось, как похоже на средневековье, если бы не гаджеты и другие атрибуты современной цивилизации.
Весь фильм на полутонах. Вроде никакого явного насилия, но отец выливает в раковину духи дочери, использует ее дома как официантку. Младший брат нарушает жизненное пространство сестры, не позволяя даже ночью остаться наедине со своими мыслями. И это воспринимается на грани инцеста. Словно тело Ады больше не принадлежит ей самой. Но в то же время на дискотеке (после приезда старшего брата) они обнимаются, чувствуя неразрывные связи, позволяющие выстоять в этом мире.
Фильм оставляет ощущение духоты, хотя снят в цвете, со множеством звуковых и мимических акцентов. Ты понимаешь, насколько сильно желание героини вырваться из этого мира, но не так просто "разжать кулаки", которые связывают с семьей. Даже от любовной линии с ухажером Тамиком (Арсен Хетагуров), которому слишком рано жениться, остается ощущение безысходности.
Вместо заключения
Для меня хороший фильм тот, который затрагивает чувства, заставляет "примерить" жизнь героев на себя. Каково это сегодня, в XXI в., родиться в подобной осетинской семье? Хватило бы мне сил преодолеть патриархальные традиции или моя жизнь так и состоялась бы в поселке, огороженном от мира высокими горами?
Как живет и чем дышит глубинная Россия, которую населяют почти 190 национальностей и народностей? Родиться русской - это везение или малозначительный по современной жизни факт?
Дорогие читатели! Пишите свои мысли в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!".
Если хотите почитать о жизни в 50-е годы и даже поучаствовать в тестировании, жмите здесь.
Виктория Самарская