Авторское обращение
Итак, друзья и коллеги, начинаем публикацию материалов из серии "Библия по-детски". Вы можете применить эти разработки для занятий с собственными детьми, с детьми и их друзьями, с группой знакомых вам детей. А если вы учитель или преподаватель - то и со своими учениками. А также обновить свои собственные библейские познания. Говорят: то, что ты можешь объяснить детям, да так, чтобы они тебя поняли - это и есть твои настоящие знания.
Библия - это же самый великий Учебник для всех времен и народов. И о важности этого Учебника говорить не приходится. Только надо научиться с ним работать адекватно для понимания детей. Поэтому для удобства будем называть эти занятия уроками.
У р о к № 1.1
ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ?
Цель: Познакомить детей или учащихся с Библией как Словом Божьим и ее духовным миром. Создать у детей представление об уникальности Библии и важности ее изучения с помощью трех основных модальностей восприятия - визуальной, аудиальной, тактильной. Ввести в качестве системообразующего понятие Бог и дать представление о Его троичности. Используя прием персонификации, ввести опорную духовно-нравственную антитезу: Бог – любовь, добро, всемогущество; дьявол – ненависть, зло, противник Бога.
Оборудование: доска, мел, Библия, конфеты (награды) для «Поля чудес».
План:
1. Игровое знакомство.
2. Важность Библии. Эксперимент «Весы». Библия – Слово Божие.
3. Кто такой Бог? Игра «Поле чудес». Бог – это «ТВОРЕЦ», «СПАСИТЕЛЬ», «ЛЮБОВЬ». Бог-Троица.
4. Дьявол – противник Бога.
5. Игра «Какая Библия?».
Описание занятия:
Здравствуйте, ребята!
(Если учитель первый раз встречается с учащимися или детьми, то для установления эмоционального контакта и положительной установки на обучение, урок целесообразно начать с игрового знакомства. Например, предложить детям посчитать, сколько букв находится в их именах, и затем дети, вставая, называют себя, начиная с самых коротких имен и до самых длинных (У кого имя состоит из трех букв?.. четырех?..) Другой вариант: называя буквы алфавита, попросить детей встать и назвать свое имя, если оно начинается с названной буквы.)
А теперь, ребята, после того как мы познакомились, настало время узнать то, о чем мы с вами будем говорить во время наших встреч. (Учитель берет в руки Библию.) Кто из вас знает, какую книгу я держу в руках?.. Правильно, это – Библия. Начиная с сегодняшней встречи, мы с вами начнем ее изучать, но сначала я хочу вас спросить: знаете ли вы, что это очень удивительная книга?.. Ну вот, например, хотите ли вы прямо сейчас увидеть чудо? Хотите?.. Тогда представьте, что я – это не я, а огромные весы. (Учитель расставляет руки подобно чашечкам весов). Представьте, что одновременно на одну чашечку весов опускается Библия, а на другую – все остальные книги, которые вы знаете – целая гора наверно получится. (Библия кладется на одну на одну «чашечку».) Вот, смотрите, опускаются одновременно… Что происходит? (Учитель показывает, что «чашечка весов» с Библией опустилась вниз.) Так что же произошло? (Дети говорят о том, что Библия перевесила.) Чудо?.. Как такое могло случиться? Вы наверно догадались, что это произошло не из-за веса – другие книги все вместе тяжелее Библии – это произошло по важности. То есть то, о чем говорится в Библии, так важно, что иногда может перевесить все то, о чем говорится в других книгах.
Вот видите, ребята, какая это удивительная и важная книга? А кто из вас знает, о чем или о ком в ней рассказывается? (Дети, как правило, приводят разные ответы, среди которых есть и то, что Библия – это книга о Боге.)
Все что вы говорили – это правильно. Библия рассказывает о многом, но самое главное из того, о чем вы сказали: Библия – это книга о Боге. А еще точнее, это книга, которая содержит слова самого Бога, и поэтому Библию называют Словом Божьим.
Тогда нам нужно выяснить, кто же такой Бог? Как вы думаете? (Снова выслушиваются ответы, и учитель подтверждает, что можно и так сказать. Типичные ответы: Создатель мира, Волшебник, Святой, Тот, Который на небесах, Самый добрый, Самый сильный и т. д.)
Все, что вы сказали – правильно, но в Библии есть три главных слова, которые помогут нам понять, кто такой Бог. Эти слова чаще всего встречаются на страницах Библии, когда в ней говорится о Боге. А поможет нам разгадать эти слова ваша любимая игра… (Пауза. Дети заинтригованы.) Поле чудес!..
(Учитель записывает на доске и вычерчивает ячейки с пока еще пустыми клеточками. Чтобы не терять время, это можно сделать заранее.)
Игру целесообразно провести со всеми детьми, когда дети по очереди без начисления каких-либо очков называют буквы, пока на доске не заполнятся все три слова. Если ученик угадывает букву, то у него есть право назвать еще одну. Причем буквы открываются во всех трех словах одновременно. Если какой-то ребенок угадал подряд три буквы, (это касается и всех последующих игр) можно предложить ему «две коробочки». Просто зажать в одном из кулаков конфету и предложить угадать, в каком она находится. Победителя, того, кто назвал последнюю букву или угадал слово целиком, желательно наградить. В результат игры на доске появляется надпись: «Бог – это Творец, Спаситель, Любовь».)
Итак, ребята, вот они три главных слова, которые говорят нам о том, кто такой Бог. Давайте разберемся, почему. Как вы думаете, почему в Библии говорится о том, что Бог – это Творец?.. (Мнения детей.) Правильно. В Библии сказано, что Бог сотворил весь этот окружающий мир, всю нашу планету и создал на ней человека. И уже на следующем уроке мы будем подробно говорить об этом.
А как вы думаете, почему Библия еще называет Бога Спасителем? (Тоже выслушиваются мнения детей. Здесь чаще возникают затруднения. Но, как правило, кто-то из детей упоминает о том, что Бог заботится о людях.) Правильно ребята. Бог не просто создал этот мир и людей в нем, Он еще и спасает людей от всего нехорошего, что с ними в жизни может случиться. А чуть позже мы узнаем, что Он даже решил однажды стать Человеком, чтобы спасти всех людей от грозящей им погибели, и в этом его Рождестве мы знаем Его как Спасителя мира Иисуса Христа.
А кто попробует объяснить, почему Бог – это еще и любовь? Это как бы Его главное качество, свойство, то, что в Нем есть и чем Он обладает… (Мнения детей.) Да, ребята. Любовь – потому, что Бог очень любит созданный им мир и особенно людей, и Библия говорит об очень многих проявлениях Божией любви. Можно даже сказать, что сама Библия появилась из-за любви Бога к людям. Бог так любит людей, что дал им эту Книгу, Свое Слово, чтобы мы могли узнать о Нем, о Его любви и научиться, как надо правильно жить на Земле и правильно себя вести.
И не случайно мы говорили о трех главных словах, связанных с Богом.
Вы, может быть, уже слышали такое выражение как Бог-Троица, когда единый Бог проявляет себя как Бог-Отец, и тогда Его действительно часто называют Творцом (показывается на доске), как Бог-Сын, и тогда его называют Спасителем Иисусом Христом, и как Бог-Дух Святой, и тогда главным проявлением этого Духа Божьего на земле действительно является любовь.
Видите, как много хорошего мы узнали о Боге из Библии.
Знаете, как в хороших сказках есть положительные персонажи – Иван-Царевич, Василиса-Прекрасная, Папа Карло…. А есть…. Назовите мне нехороших сказочных персонажей. (Дети называют Бабу Ягу, Карабаса Барабаса, Бармалея и т.д…) А почему они плохие?.. (Дети говорят…) Правильно, потому что делают сами дурное и кроме этого заставляют или учат и других делать зло.
Вот, ребята, вы знаете, и Библия нам говорит о том, что на земле есть тот, кто очень не любит Бога, ненавидит все доброе, о чем говорится в Библии, и учит людей всему плохому. Как вы думаете, кто это?.. (Дети, как правило, называют: черт, дьявол, сатана.)
А кто это такой, расскажите мне. (Дети высказывают свои мнения.) Да, ребята, если Бог – это любовь, это само добро, то дьявол – это ненависть, это само зло. Он делает сам и учит людей совершать самые нехорошие поступки: убивать, воровать, драться, ругаться, обзывать друг друга. Но, дьявол, ребята, не сразу стал дьяволом. Библия рассказывает, что когда-то он был одним из самых близких к Богу Ангелов. Ангелы - это такие разумные, но невидимые нам существа. Так вот, дьявол и был таким Ангелом. Но однажды он сказал себе: «Не хочу больше служить Богу, подчиняться Ему. Я сам буду богом». Он поднял восстание против Бога, и за это Бог сверг его с неба на землю, и теперь он старается всячески навредить Богу. И даже само его название «дьявол» или «сатана» означает «противник». Чей противник?.. Да, противник Бога. Но мы знаем, как с ним можно бороться. Чего дьявол боится?.. Правильно, Библии. Он страшно не любит, когда люди читают Библию и стараются жить так, как их учит Бог.
Хотите увидеть еще одно чудо, связанное с Библией? Мы начали урок с чуда, давайте и закончим тоже чудом. И на этот раз ничего не нужно будет представлять – все будет по-настоящему. Сейчас вы все встанете, а я пройду по классу и пронесу Библию, а каждый из вас положит на нее ладошку. Вы мне сразу скажете, что почувствуете. Какая Библия: теплая, прохладная, холодная, может, даже горячая для кого-то? (Учитель, не торопясь, подходит к каждому ребенку, предлагает положить ладонь и спрашивает об ощущениях. И действительно, Библия всегда оказывается для разных ребят «разной».)
Ну что ж, ребята, это просто замечательно. Теперь вы знаете, какая важная и удивительная книга Библия, как много в ней Божией любви, и как ее ненавидят злые силы. А на следующем уроке мы с вами откроем самую первую страницу Библии и узнаем, о чем она рассказывает.
Что, кто-то уже знает?.. Но пусть это будет маленьким домашним заданием – узнать о чем рассказывает самая первая страница Библии. А в следующий раз, когда мы встретимся с вами, мы об этом и поговорим. До свидания!
Краткое содержание:
Игровое знакомство: «Самое короткое (длинное) имя», «Алфавит-имя».
Важность Библии. «Чудо» - «весы». О чем рассказывает Библия? Библия – Слово Божие. Кто такой Бог? «Поле чудес». Бог - это «Творец», «Спаситель», «Любовь». Почему это так. Библия – свидетельство Божией любви. Понятие о Боге-Троице.
Есть тот, кто не любит Библию. Параллель со сказками. Кто такой дьявол? Кто такие Ангелы? Падение дьявола. Он – противник Бога.
Игра «Какая Библия?»
Домашнее задание: «О чем рассказывает первая страница Библии?»
(продолжение следует... здесь)