Буквально на днях я столкнулся с ситуацией, о которой ранее лишь размышлял гипотетически. Я чувствовал и даже видел всю ее парадоксальную нелепость, но считал, что вряд ли она возможна в жизни.
Вероятно, так же считали и те, кто придумал существующий ныне в России порядок получения водительских #удостоверений. Вся нелепость его выглянула после того, как почти десять лет назад существовавшие ранее категории А, В, С, D и Е дополнили категориями М, ВЕ, СЕ и DE и подкатегориями А1, В1, С1 и D1, а также С1Е и D1Е.
Смысл этого нового порядка в том, что для получения любой категории, независимо от имеющихся (или не имеющихся), нужно пройти обучение и сдать экзамены в #ГИБДД. Но есть небольшие исключения, основанные на поглощении старшей категорией младшей. Например, категория С1 входит в категорию С, D1 входит в D и А1 — в А. То же самое и с прицепными категориями: С1Е входит в СЕ и т.д.
Когда ввели этот новый порядок я задался вопросом: нужно ли человеку, имеющему категорию СЕ (грузовик с прицепом) и В, учиться и сдавать экзамен для получения категории ВЕ (легковая с прицепом)? Или он может водить прицеп тяжелее 750 кг за легковушкой или «Газелью» по имеющимся правам?
Логика подсказывает, что, умея управлять грузовиком с прицепом и легковушкой, он легко справится и с прицепом, соединенным с легковым автомобилем.
Однако, как оказалось, — логика и мышление людей в погонах не имеют ничего общего.
Недавно я встретил человека, у которого в водительском удостоверении открыты категории В, С и СЕ. Он много лет отработал дальнобойщиком, водил фуры. Стаж управления легковым авто тоже не одни десяток лет. Но вот недавно его на работе посадили за руль «Газели» с большим прицепом.
Недолго длилось его счастья… Буквально на третий день его остановили на дороге сотрудники ДПС, стали проверять права и заявили ему, что со своим ВУ он не может «рулить» «Газелью» с прицепом. Большой фурой с большим прицепом может, просто «Газелью» тоже может, даже с маленьким прицепом может, а вот с большим — ни-ни! Надо идти учиться и сдавать экзамен.
Ну, не бред ли сумасшедшего? Оказалось, не бред, а #закон. Точнее, бред, возведенный в закон!
Я, конечно, понимаю, что грузовые автомобили сильно отличаются от легковых. Но иногда разница между ними очень сглажена. Например, знаменитый американский вояка #Hummer, пикап (опять же американский) #Ram. Да и « #Газель » от « #Валдая » не отличается не кардинально. Но по нашему закону выходит, что «рулить» «Валдаем» с прицепом моему знакомому можно, «Газелью» тоже можно, а вот перецепить тот же прицеп от «Валдая» к «Газели» уже нельзя.
Ну, это примерно то же самое, как если бы человека, имеющего полноценную мотоциклетную категорию А, не допустили бы до управления маломощным мотоциклом категории А1 с двигателем до 125 куб. см и заставили бы учиться на эту недокатегорию А1, а потом бы еще и сдавать экзамен.
Я уже писал здесь и приводил примеры того, как профессиональные водители, имеющие все категории, теряют часть из них при замене прав. Вот вам и еще один парадокс этого закона.
Скажу честно: я не знаю, как этот вопрос улажен в других государствах. Но точно знаю, что в большинстве цивилизованных стран для получения новой, нижестоящей категории не нужно учиться в #автошколе. Где-то даже #экзамен сдавать не нужно.
Кроме того, в отдельных странах легковая #категория В дает право управления мотоциклом категории А1.
У нас же ничего этого нет. На любую категорию надо учиться…
Но к моему знакомому, которого обвинили в управлении транспортным средством без соответствующей категории, гаишники отнеслись по-человечески. Нет, бесплатно не отпустили: выписали традиционный штраф за непропуск пешехода.
Продолжение темы здесь.