Найти в Дзене
смелый и бывалый

Гребля по-грузински

Шла полным ходом передача застав и пунктов наблюдения пограничных территорий бывшего Советского Союза независимой Грузии. До дембеля мне оставалось буквально пару месяцев. ПТН в районе Кобулети представлял собой небольшую избушку, на манер сторожки, в лесочке близ берега речки Натанеби. ПТН — это пункт технического наблюдения. На вышке стоят локаторы, в самой избенке экраны-индикаторы и приборы приема-передачи самой РЛСки. Система «Наяда». О них немного рассказано в материале «Шило». Мне предложили поехать на ПТН «Кобулети» для некоторых организационно-технических мероприятий.

Немного о составе дежурных специалистов на данном участке. Двое коренных жителей, невыразительной внешности, неряшливые сверхсрочники. Непонятно где они служили срочную, похоже в ближайшей чайхане. Оборудование ПТН «служило» за них. Там есть индикация объектов в 12-мильной зоне и звуковой сигнализатор. Прожектор Б200 это огромная установка на шасси ЗИЛа с двухметровым рефлектором и угольным источником свечения. Бензиновый или дизельный генератор создает силу дядюшки Ампера в сотни единиц. Дуга поддерживается минут 20, после чего угольный стержень меняют. «Бьёт» прожектор миль на 15. Интересная штука!

Но первый пролог окончен. Пора переходить к основной мысли произведения. Небольшой отступ и поехали. Скучно не будет!

Там на ПТН отопление осуществлялось печкой системы «Буржуйка», дрова собирались по окрестностям, либо на берегу речки. Я предложил ребятам сплавиться к берегу моря и насобирать там полную лодку вынесенного плавника, которого прибивает тоннами к галечному побережью. Пока отдыхающих нет, его не убирают всю зиму. На дворе стоял февраль-март и леса на пляже было в избытке. Отличная идея! Грузинские пограничники прониклись ею и засобирались. Топор, пила, веревка — техническое обеспечение, погрузилось в лодку. Дюралевая скорлупка типа «Казанки» собралась в трансатлантический переход. Не хватало только флага с черепом и пушек в бортах.

Напутственных речей не было, как и залпа в честь отплытия. Оттолкнулись от берега и пустились по течению к устью Натанеби. Вот и Черное море показалось недалече. Теперь надо причалить к берегу и собирать дармовое топливо. Судьба думала иначе. У одного из гребцов, от усердия, прямо на уключине сломалось весло и быстренько понеслось в море, согласно направлению течения. Лицо незадачливого гребца выражало скорбь и удивление одновременно. Я сидел на корме и безмятежно наблюдал за развитием событий. Как оказалось, плавать во всей команде умел только я. Остальные плавали в стиле «Металлолом». Второй гребец растерялся и лодку закрутило вокруг себя и стало сносить чуть вдоль берега к северу.

Судно, потерявшее ход, как правило, впадает в дрейф. Дрейф был самый настоящий! Грузины сдрейфили не на шутку. Вы, когда-нибудь видели испуганных орлов? Это только в Венеции гондольеры ловко управляются одним веслом. Хорошее слово «гондольеры» очень подходило к этим двум раздолбаям, с одним отличием, что править одним веслом они не умели, от слова «никак».

«Мама» сказал первый грузин, что по-грузински означает «папа». «Деда», сказал второй грузин, что по-грузински означает «мама». После этого последовал понос речи с характерными гортанными звуками, сильно разбавленными русской нецензурщиной. Лодку продолжало сносить вдоль берега и немного в море. Стоял штиль, но волнение стало передаваться мне.

Мы стали грести всеми подручными средствами и, по-моему, даже топором. Но нелегкая эта работа — из болота тащить бегемота. Алюминиевая посудина издевалась над нашими потугами и болталась в море как кое-что в проруби, абсолютно не желая приближаться к спасительной суши. И только километров через пять, около поселения У реки нам удалось прибиться к берегу. «Земля!!» — закричали грузины и упали на гальку без сил. Я вытянул гордое плавсредство подальше от прибоя и свалился рядом. Теперь предстоял путь обратно и боевую задачу никто не отменял. «Буржуйка» ждала пропитание.

Как мы тащили лодку на веревке, наподобие бурлаков на Волге, рассказывать долго, просто посмотрите на картину Репина. Измождение и безнадега — в точности переданы великим художником. В ПТНе откуда-то образовалась бутылка местной чачи и мы отпраздновали Великий Поход.

Этот ПТН я покидал с чувством глубокого внутреннего удовлетворения.

Спасибо Сане "Большому" - рассказавшего эту великолепную историю!

Всем добра и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.