Найти тему
Международная панорама

За напряжённостью между Макроном и Путиным скрываются контуры возможного примирения между Россией и Западом

К такому выводу пришла в сегодняшнем номере французская газета «Эхо» (Les Echos), сообщив читателям, что накануне вечером в Москве президент Франции более шести часов разговаривал с главой Кремля. По словам французского дипломата, они обсудили «новые решения», чтобы найти компромисс по Украине и безопасности в Европе.

О содержании «конкретных гарантий безопасности», обсуждавшихся в понедельник вечером между Эммануэлем Макроном и Владимиром Путиным, после пресс-конференции ничего не просочилось. (Тибо Камю/REUTERS)/
О содержании «конкретных гарантий безопасности», обсуждавшихся в понедельник вечером между Эммануэлем Макроном и Владимиром Путиным, после пресс-конференции ничего не просочилось. (Тибо Камю/REUTERS)/

Не диалог глухих, но всё же далеко не компромисс. После пяти часов тет-а-тет, а затем часа пресс-конференции под золотом Кремля, Владимир Путин и Эммануэль Макрон завершили этот вторник в час ночи свой дипломатический и медийный марафон, где было всё — от расстроенно надутых губ до напряжённых улыбок.

«Мы не можем сказать, что пришли к согласию, но процесс пошёл. У нас есть несколько зацепок, — тем не менее приветствовал итоги переговоров французский президент.

«Некоторые его [Макрона] идеи, его предложения могут заложить основу для общего прогресса», — добавил глава Кремля. Без каких-либо подробностей.

«После нескольких недель военно-политической напряженности между Москвой и Западом два президента обсудили новые решения, — прошептал посреди ночи французский дипломат, который в составе делегации не скрывал признаков усталости. — Обнародовать их пока преждевременно, потому что процесс только начался. Аллюзия на следующие два этапа Эммануэля Макрона в этот вторник: Киев и Берлин. Затем, между телефонными разговорами с президентом США Джо Байденом, новые телефонные разговоры с Владимиром Путиным в течение нескольких дней».

Прогресс, по словам Елисейского дворца

О содержании «конкретных гарантий безопасности», обсуждавшихся в понедельник вечером, после пресс-конференции ничего не просочилось. Но Елисейский дворец заверяет, что два президента договорились о конкретном: обязательство России не предпринимать новых военных инициатив, гарантия деэскалации; возобновление переговоров по мирному процессу в Украине; вывод российских войск после их предстоящих учений в соседней Беларуси; приверженность структурированному диалогу о коллективной безопасности.

Кремль не подтвердил перечисленные результаты переговоров.

На пресс-конференции Владимир Путин , разразившийся с резкой критикой в ​​адрес НАТО, заверил, что его недавние маневры были не угрозой, а защитой от военного наступления Запада в Восточной Европе. «В течение тридцати лет наши опасения игнорировались, — повторил он, напомнив о своем требовании: не расширять НАТО за счёт Украины. —Если Киев присоединится НАТО, а затем решит начать военную операцию по возвращению Крыма, то все европейские страны де-факто будут втянуты в эту войну против России из солидарности. Это то, что вы хотите?» — настаивал Владимир Путин, тыча пальцем и повышая голос.

«125 000 солдат, это заставляет нервничать»

Стоический Эммануэль Макрон повернулся, чтобы посмотреть на него и выслушать его. И отвечал спокойно. «Политика открытых дверей НАТО — это экзистенциальный вопрос», — сказал он. Признавая, что недавняя история причинила «травмы» России, он бросил вызов своему хозяину и тихо раскритиковал его недавнее развертывание войск на территории Украины: «Это страна, вокруг границ которой 125 тысяч российских солдат. Это заставляет вас нервничать».

В то время как Кремль, устремив взоры на Вашингтон, требует гарантий безопасности, Эммануэль Макрон постарался поддержать опасения своего хозяина. «Не будет безопасности для европейцев, если не будет безопасности для России», — предупредил он. Ход перешёл к Владимиру Путину, который, однако, оставался неподвижным за своим столом, почти не обращая внимания на собеседника.

«Мы должны найти решение»

«Путин вряд ли воспринимает Макрона всерьез. Тем более, что некоторые его высказывания, безусловно грандиозные, остаются слабыми по реальному содержанию. Но для Кремля Макрон действительно приемлемый посланник», — уверял российский журналист в Кремле. Однако напряжение было ощутимым. «Легко ли работать с Россией? Нет. Есть ли доля неблагодарности? Да. Следует ли отказаться от него? Нет», — сказал Эммануэль Макрон, не скрывая определенного раздражения.

Кремль также ввёл строгий протокол с антиковидными мерами дистанцирования, не способствующими сердечным контактам. Сначала два президента приветствовали друг друга на расстоянии. Затем, наедине с переводчиком, они вели обсуждение и обедали, сидя на двух концах белого стола длиной не менее четырех метров. Несмотря на это отсутствие теплоты, Владимир Путин и Эммануэль Макрон согласились: «Мы должны найти решение, чтобы выйти из этого кризиса».

© Перевод с французского Александра Жабского.

Что всё это вообще было? Какой-то Макрон, ничего не решающий в международных делах такого масштаба, которые наворотил с декабря Путин... Ответ, мне кажется, очевиден: предвыборная игра двух глав государств-бонапартистов на барабане судьбы человечества.

Путин продолжил пытаться приподнять свой приупавший рейтинг у российских избирателей, делая ставку на глуповатых, но упёртых запутинцев, полагающих, что недобрым военным угаром, раздраконенным в последние месяцы Путиным, они проявляют свой патриотизм. Мол, сказал же я давеча Лаврову, что надо держать Запад «в напряжении» — вот и держу, нехай трепещут, Макрон же, дескать прямо признаёт: «Это заставляет вас нервничать».

Был и второй резон Путину принять вчера Макрона: так он ещё больше надеется расколоть НАТО. Макрон в нём — слабое звено: сам предлагал упразднить Североатлантический альянс, который, как он считает, «умер», создать европейскую армию и прочую чепуху. Отступив на мизерный шажок (речь об обещании вывести российские 30-тысячные войска из Белоруссии по окончании совместных учений и ещё о чём-то интригующе тайном) в ходе переговоров именно с Макроном, а не с кем-то ещё, он показывает, кто в Европе может стать главным, стирая все рыпанья на сей счёт британцев, слишком уж аффилированных с США, и окончательно подминая рефлексирующих немцев. Это может очень помочь Макрону занять лидирующие позиции в Европе в ближайшие 5 лет, ибо уже очевидно, что именно он будет переизбран в апреле на пост президента Пятой республики (чему, кстати, вчерашняя квази-результативная встреча с Путиным весьма поспособствует).

Хочет ли этого сам Макрон? Ещё как хочет, с его-то бонапартистскими амбициями! Он, конечно, прекрасно понимает расчёты Путина, но они ему в данный момент на руку. И потому он станет и дальше подыгрывать Путину, чтобы в Европе сложилось твёрдое убеждение, что единственный лидер, который может реально избавить континент от войны, а возможно и тотального уничтожения — это вовсе не Байден и не Джонсон, а именно Макрон. И главной ареной действий по реализации принципа неделимой безопасности в Европе (пока) станет площадка переговоров только Макрона и Путина, которые вон уж по три раза на неделе стали созваниваться — то ли ещё, мол, будет.

Если этот трюк удастся (в чём я вовсе не убеждён, будучи не слишком большим фанатом умственных способностей Путина), то и НАТО ослабнет, и Украина в него не войдёт, а там, возможно, и Прибалтику с Румынией и Болгарией оттуда попрут. Это хорошо.

Плохо, что это неизбежно укрепит режим Путина, и нам придётся мучиться не от внешних, которые сейчас, как никогда, невелики, а от внутренних угроз, перечисленных в открытом обращении генерала Ивашова.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!