Архитектура модерна: Что? Где? Когда? Откуда и почему?

177 прочитали

Что?

Архитектурный стиль модерн, столь привычный нам, на самом деле господствовал в мировой архитектуре совсем не долго. Его эпоха это рубеж XIX-XX веков. Для сравнения эпоха романского стиля продолжалась около шести веков, готики около пяти. Тем не менее, модерн оказал колоссальное влияние на облик городов, формирование визуальной культуры и дизайна. При этом, в отличие от тех же романского и готического стилей, модерн не был однородным, это очень сложное, многогранное и разнообразное явление в мировой культуре. Давайте разбираться.

В Германии и Прибалтике он был югенд-стилем, в Бельгии и Франции ар-нуво. Он был флореалем, стилем метро, сецессионом и либерти в длинном списке локальных вариантов. Но в нашей статье он всегда будет: модерн.

Именно модерном его называют в англоязычном мире и России, но у нас в стране в эпоху развития этого направления также использовался прямой перевод английского названия - новый стиль. Ещё одна вариация его названия в России и на севере Европы - национальный романтизм.

Автор и Эйфелева башня - один из символов модерна.
Автор и Эйфелева башня - один из символов модерна.

Где?

Любопытна география модерна. Во-первых, отметим, что архитектура модерна - это явление практически полностью относящееся к европейской культуре (США мы при этом считаем частью именно европейской культуры). Во-вторых, даже отмечая, что этот стиль не был единым и однородным, мы можем выделить его географическое «ядро» - Германия, Австрия, Франция, Бельгия и Великобритания. В этих условных границах модерн был относительно консолидирован, здесь мы можем наблюдать его некий «магистральный путь». Но при удалении от этих границ, мы будем наблюдать многочисленные и значительные отклонения: в Каталонии и Прибалтике, в Венгрии и Польше, Финляндии и России модерн приобретал национальные черты, впитывал в себя традиции местного искусства, делая модерн таким разнообразным и подчас разительно отличающимся от самого себя в ином регионе.

Это модерн. Дом Лаллукки в Выборге. 1906 год, архитектор Аллан Шульман.
Это модерн. Дом Лаллукки в Выборге. 1906 год, архитектор Аллан Шульман.
И это тоже модерн. Каса-Ботльо в Барселоне, перестроен в 1906-1907 годах Антони Гауди. Фото взято на Яндекс.Картинках.
И это тоже модерн. Каса-Ботльо в Барселоне, перестроен в 1906-1907 годах Антони Гауди. Фото взято на Яндекс.Картинках.

Когда?

Некоторые исследователи в своих работах характеризуют этот стиль как «мимолётный», и это довольно точно. Хронологически господство модерна в архитектуре определяется концом 80-х годов XIX века и серединой 20-х века XX.

Откуда и Почему?

Модерн в архитектуре выходит на европейскую арену в конце XIX века, но что было до него?

Первая половина девятнадцатого столетия - эпоха классицизма: воспевание идеалов античности и Возрождения, эстетизма и красоты. Но как показал нам пример романского и готического стилей, ничто не вечно. Однако возникает вопрос: почему готика и романский стиль продержались тысячелетие на двоих, а эпохи классицизма и модерна длились уже только десятилетия?

Один из главных символов классицизма в Петербурге. Исаакиевский собор. 1818-1858 годы, архитектор Огюст Монферран.
Один из главных символов классицизма в Петербурге. Исаакиевский собор. 1818-1858 годы, архитектор Огюст Монферран.

Всё дело в прогрессе. Архитектура, как ни один другой вид искусства, подвержены изменениям реальной жизни: смена уклада жизни, перемены в обществе, промышленности и торговле, достижения науки и техники. Всё это ставит новые задачи перед архитектурой и архитекторами. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что исследователи архитектуры называют «утомляемостью» - мы слишком привыкаем к доминирующему стилю, из-за чего возникает потребность в смене. Переход не был ни внезапным, ни резким. Этому способствовали романтизм и эклектика.

Конец предыдущего XVIII столетия ознаменовал зарождение романтизма, который выражался в стремлении ко всему странному, живописному и природному. Чтобы живо представить себе настроения романтизма, посмотрите картины Эжена Делакруа, Франсиско Гойи и Карла Брюллова под музыку Листа, Брамса, Шуберта и Шопена. Это было яркое и эмоциональное противопоставление строгому классицизму.

Идеализация «дикарства», природности, «возвращения к корням», воспетые ещё предтечей романтизма Жан-Жаком Руссо, нашло отражение в том числе в поиске вдохновения в образах «седой старины». Почему это важно для нас?

Потому что именно романтизм заложил основы для эклектики, которая очень ярко и бурно проявилась в архитектуре. Само слово «эклектика» происходит от греческого слова ἐκλεκτός, которое означает «выбирающий», «отбирающий». Этот стиль мог позволить себе формы, детали и приёмы из самых разных исторических источников, что в свою очередь обеспечивало разнообразие архитектурных решений и композиций. Это радикально отличало эклектику от каноничного классицизма, и заложило важный фундамент для модерна в вопросе восприятия его публикой.

Пример поздней эклектики - доходный дом Г.Г. Елисеева на набережной Фонтанки в Петербурге. 1889-1890 годы, архитектор Барановский Г.В.
Пример поздней эклектики - доходный дом Г.Г. Елисеева на набережной Фонтанки в Петербурге. 1889-1890 годы, архитектор Барановский Г.В.

Эклектика использовала невероятно широкий арсенал источников заимствования: тут были и «европейские» стили, вроде барокко и готики, и азиатские - «китайщина», «японизм» и «мавританство». Многообразие «неостилей» (неоготика, неорусский стиль, необарокко) - это яркий пример стыка эклектики и романтизма.

Пример эклектики. Лютеранская кирха в стиле неоготики. Архитекторы Бергман Р. Е. Бульмеринг К. К., 1874-1877. Петербург, Васильевский остров.
Пример эклектики. Лютеранская кирха в стиле неоготики. Архитекторы Бергман Р. Е. Бульмеринг К. К., 1874-1877. Петербург, Васильевский остров.

Интересно и удивительно, что декоративные методы эклектики позволяли подчеркнуть функциональное предназначение здания: готические элементы использовались при создании католических храмов, сдержанные романские для протестантских соборов, мечети и синагоги богато украшались в восточном стиле, а православные церкви в духе «московского узорочья XVII века. Это проявлялось и в светской архитектуре: барочные и ренессансные элементы использовались при проектировании театров, готика в правительственных зданиях, мавританство в общественных банях и курортной архитектуре. Эту особенность эклектики часто называют «протофункционализмом».

Кстати, здание Нового Эрмитажа это тоже эклектика!
Статью об Атлантах Нового Эрмитажа можно прочитать здесь.

Однако даже будучи экспериментальной до бунтарства (по меркам своего времени, конечно) эклектика всё же следовала базовому классическому принципу симметрии в планах и объёмах зданий, что делает её последним классическим стилем XIX века, частью той архитектурной традиции, которая была заложена ещё в эпоху Возрождения.

Стремление к обилию декора сыграет злую шутку с эклектикой. «Утомлённость» зрителя, которая позволила ей сместить с пьедестала классицизм, придёт и за ней. Это приведёт даже к возникновению «антиэклектических движений», сторонники которых критиковали эклектику не только за «утомленность» которую она вызывала, но и за отсутсвие «архитектурной правды», а также, например, за отказ решать вопросы целесообразного освоения пространства в угоду декоративности.

Была у эклектики и ещё одна проблема. Мы говорили, что декор подчеркивал функциональную принадлежность здания, но сама архитектура эклектики не была функциональна: следование канонам симметрии ставило приоритет формы сооружения над его функцией.

Таков был фундамент, на котором вырастет модерн. Эклектика подготовит заказчиков и архитекторов, критиков и наблюдателей к разнообразию декора и источникам вдохновения для декоративных элементов. Романтизм «оправдает» поиск этого вдохновения в национальных мотивах и традициях прошлого. Модерн возьмёт всё это и дополнит готовностью воспринимать и осваивать новые строительные материалы и техники: стекло, железо, бетон и железобетон.

Смелость в деле отказа от правил и канонов даст архитекторам модерна свободу большую, чем у их предшественников. Оставаясь художниками и выдавая невероятные до этого эксперименты с асимметрией, формой и высотой зданий, сломанными линиями, они при этом будут создавать функциональные дома, сама структура которых будет направлена на удовлетворение тех задач, которые ставятся перед зданием. Это обеспечит модерну популярность среди заказчиков.

В своих статьях я не раз буду возвращаться к модерну и его варианту близкому мне географически - северному модерну. А если вы заметили отсылку к Набокову в тексте статьи, напишите об этом в комментариях!

Подписывайтесь на мой канал, ставьте статье 👍 и пишите комментари👇