Найти в Дзене
Тёмный историк

А какие цели у России были в Первой мировой войне?

Первая мировая война стала своего рода «испытанием для человечества», которого не выдержали многие государства консервативного толка (а в сравнении с США, Великобританией и Францией — Германия, Австро-Венгрия, Российская империя или османская Турция имели репутацию консервативных держав). И, разумеется, причин у Первой мировой войны было много, хотя центральным противоречием часто считают борьбу между Великобританией и все усиливавшейся Германией (которая могла в перспективе угрожать «владычице морей»). Любопытно, что многие провластные круги вплоть до августа 1914 года считали, что воевать с кайзером не стоит, что делить русским с немцами нечего. Правый монархист, редактор газеты «Земщина» Станислав Казимирович Глинка-Янчевский еще летом 1914 года писал, что опасается не столько самой войны, сколько её последствий: ослабления России и Германии, краха монархии. Действительно, долгая затяжная война, осложнение положения народа, массовая армия («вооруженный народ»), ошибки царского рук

Первая мировая война стала своего рода «испытанием для человечества», которого не выдержали многие государства консервативного толка (а в сравнении с США, Великобританией и Францией — Германия, Австро-Венгрия, Российская империя или османская Турция имели репутацию консервативных держав).

И, разумеется, причин у Первой мировой войны было много, хотя центральным противоречием часто считают борьбу между Великобританией и все усиливавшейся Германией (которая могла в перспективе угрожать «владычице морей»).

Я знаю, что некоторые мои читатели не особо любят большевиков/социалистов. Но давайте подумаем: а пришли бы они где-либо к власти, если бы не замечательные элиты европейских держав, которые устроили эту Первую мировую войну?
Я знаю, что некоторые мои читатели не особо любят большевиков/социалистов. Но давайте подумаем: а пришли бы они где-либо к власти, если бы не замечательные элиты европейских держав, которые устроили эту Первую мировую войну?

Любопытно, что многие провластные круги вплоть до августа 1914 года считали, что воевать с кайзером не стоит, что делить русским с немцами нечего. Правый монархист, редактор газеты «Земщина» Станислав Казимирович Глинка-Янчевский еще летом 1914 года писал, что опасается не столько самой войны, сколько её последствий: ослабления России и Германии, краха монархии.

Действительно, долгая затяжная война, осложнение положения народа, массовая армия («вооруженный народ»), ошибки царского руководства (и неудержимое снижение «рейтинга» лично Николая II и его окружения после 1914 года) — всё это ударило по монархии как таковой, ускорив революционные процессы. Пётр Николаевич Дурново излагал мысли о «ненужности войны меж царем и кайзером» еще подробнее (и в чем-то вообще оказался пророком).

У французов были реваншизм и опасения усиливающейся Германии. Британцы, как всегда, думали о своих колониях и о «балансе сил» в Европе. Немцы желали занять «достойное место под солнцем», считая, что их, таких могучих, обделили колониями и влиянием. А что же Россия?

Французов можно понять: Франко-прусская не была их «звездным часом».
Французов можно понять: Франко-прусская не была их «звездным часом».

Ведь многие царские военачальники потом писали, что солдатам цели войны вообще были непонятны. А это значит, что толковой агитации, понятной массам, не было вообще. Понятно, что правые публицисты быстро стали «менять шарманку» и кричать о «борьбе германизма и славянства».

А если по конкретике, то действительно, сферой российских интересов были Балканы и Кавказ, Польша и знаменитые «черноморские проливы». Но решили бы эти территориальные приобретения социально-экономические проблемы России, которые во многом усилила как раз Первая мировая?

Интересно, что в качестве «ура-патриотов» тогда выступала и либеральная интеллигенция. Она продолжала выступать за территориальные приобретения и в 1917 году (фактически теряя собственно российские окраины), что стоило Гучковым-Милюковым-Родзянко власти.

За что воевали? Колоризация: Klimbim.
За что воевали? Колоризация: Klimbim.

Возникают вопросы и из другой плоскости: не стала бы объединенная Польша (хоть и в составе Российской империи) новой проблемой для России? Позволили бы союзники (от поставко которых зависела Русская армия и промышленность) забрать Константинополь и проливы? Не утратила бы Россия все, такой ценой достигнутые, гипотетические преимущества на Балканах, в Галиции и так далее?

Мы ведь помним результаты Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., когда аппетиты победившей Российской империи урезали, а новые балканские государства не попали под заметное влияние России (про болгар уже и говорить не стоит, помнится, в обе Мировые войны они воевали на стороне противников России/СССР, братушки, однако).

Потому многие современные исследователи приходят к выводу, что четких целей в Первой мировой войне не было даже у российской элиты, что уж там говорить о простом народе. Территориальные «призы», которые должна была получить Российская империя, основывались не на расчете, а на романтических представлениях:

Славная Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг. Однако, России многое не позволили приобрести в этом конфликте. Художник: Николай Дмитриев-Оренбургский.
Славная Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг. Однако, России многое не позволили приобрести в этом конфликте. Художник: Николай Дмитриев-Оренбургский.

«Создается впечатление, что российскую геополитику определяли утопии и романтизированная историческая память, но никак не здравый, особенно экономический, расчет...» (с) В. П. Булдаков. Т. Г. Леонтьева. Война, породившая революцию. Россия, 1914-1917 гг.

Кстати, говоря об исторической памяти. Есть мнение, что российская верхушка тогда пыталась исправить репутационные результаты Русско-японской войны 1904 — 1905 гг. Мол, трон укрепится за счет побед над «германцами» и все забудут о «маленькой-победоносной» (А. Лукин. Накануне событий, 1912 — 1914 гг.).

Проблема еще была и в том, что отечественная печать (а мы не забываем, что далеко не каждый русский солдат умел читать, особенно на уровне «интеллигентных газет») не сумела четко объяснить даже упомянутые выше цели. В основном все писали о плохом кайзере (хотя до 1914 года он особо плохим не был), о том, что в немцах живет национализм (при этом отечественные мыслители называли националистами и себя, только «правильными»). В сухом остатке получаем:

Вот тоже любопытно, крепкий аргумент, где доказательства того, что Бог в данном конфликте был на стороне Антанты?
Вот тоже любопытно, крепкий аргумент, где доказательства того, что Бог в данном конфликте был на стороне Антанты?

— борьба за лидерство в «славянском мире»;

— восстановление «внешнеполитического имиджа» (после Русско-японской);

— Проливы, Константинополь, Галиция (вокруг гипотетических «призов» шла дипломатическая борьба);

— поведение немцев, османов и австро-венгров;

— союзнические обязательства;

Возможно, продлись Первая мировая один год, этих целей вполне хватило бы для «объяснений» и агитации. Но борьба затянулась и психологически мотивировать вчерашних крестьян на «подвиги ради Константинополя» становилось все сложнее (не забываем о больших потерях гвардии и офицерского корпуса, о зависимости от союзных поставок).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.