Найти тему
Joy-Pup - всё самое интересное!

Военная история. Стратегический бомбардировщик М-4. Первый в мире серийный межконтинентальный самолет-носитель ядерной бомбы

Одной из главных задач США и СССР на начало Холодной войны было как можно скорее создать такой самолет, который бы позволил взлететь с домашнего аэродрома, на высокой скорости пересечь океан с атомной бомбой массой 5 тонн, сбросить ее на противника, после чего вернуться обратно.

Обе страны почти одновременно приступили к разработке средств доставки оружия массового поражения с помощью авиации, но с небольшим отрывом в данной гонке вооружений победу одержал все же СССР. Советский реактивный стратегический бомбардировщик М-4 (по классификации НАТО – «Бизон») впервые поднялся в небо уже 20 января 1953 года.

М-4 (по классификации НАТО – «Бизон»)
М-4 (по классификации НАТО – «Бизон»)

Через 2 года он был поставлен в войска, став, таким образом, первым в мире серийным межконтинентальным самолетом-носителем ядерного оружия. Американцы со своим самолетом B-52 опоздали всего лишь на несколько месяцев, а потому победа в данной гонке вооружений именно СССР практически ничего не дала.


Стоит упомянуть, что в ядерную гонку вооружений Советский Союз вступил, серьезно уступая по численности ядерных бомб американцам. Кроме того, уступал он и по количеству самолетов дальней авиации. В это время ВВС США в странах западной Европы уже обладали бомбардировщиками B-47 Stratojet, которые могли наносить удары по важным точкам СССР. Чтобы нивелировать эту угрозу, Советскому Союзу необходимо было разработать собственный самолет, который смог бы долететь из СССР прямо до североамериканского континента. То есть задача стояла непростая: новая машина должна была обладать дальностью полета 10-12 тысяч километров, и иметь возможность перевозить бомбу весом около 5 тонн (вес бомбы РДС-1). Кроме того, были требования к скорости минимум в 900 км/ч.

-3

Разработать такую машину сперва попросили Андрея Туполева, однако он за проект не взялся, посчитав его нереализуемым в текущей обстановке. В итоге за разработку принялся другой известный конструктор Владимир Мясищев. Уже через 2 года работы самолет, который назвали М-4, был готов. Это была машина, которая соответствовала всем установленным требованиям. Первый полет и «обкатку» самолета проводил опытный летчик-ас, ветеран войны Федор Опадчий. Он был впечатлен характеристиками новой машины, которую за мощность даже прозвал «зверем». Впрочем, отметил он и сложность управления таким самолетом.

Владимир Мясищев
Владимир Мясищев

При создании самолета М-4 конструкторы применили несколько уникальных решений. Например, именно Мясищев внедрил в конструкцию машины легкие, но очень прочные сплавы из алюминия (В-95 и В-65). Он же придумал и так называемую «велосипедную» схему шасси. Она была внедрена для облегчения массы бомбардировщика, но вот посадка самолета с таким шасси была делом куда более сложным, чем обычно.

-5

Так или иначе, а облегчение конструкции машины позволило установить на него мощное вооружение. Помимо 5-тонной ядерной бомбы М-4 мог оснащаться управляемыми бомбами УАБ-2000Ф, морскими минами, обычными бомбами и т.д. Кроме того, самолет также имел и достойное оборонительное вооружение, в которое входили 9 пушек НР-23 калибром 23-мм, либо же 6 пушек АМ-23 калибром 23-мм.

Владимир Мясищев
Владимир Мясищев

Помимо 2 опытных образцов М-4 серийно было выпущено еще 32 таких машины. Как и отмечал испытатель Опадчий, эти самолеты были сложны в управлении, а потому аварии с ними случались регулярно. Взлет и посадка представляли сложность из-за «велосипедного» типа шасси, да и сама система управления машиной была далека от идеала. Например, штурвал был настолько тугим, что управиться с ним мог только физически крепкий человек, готовый постоянно держать руки в напряжении.

Владимир Мясищев с семьёй
Владимир Мясищев с семьёй

Часть огрехов М-4 исправляла модернизированная версия самолета 3М, впервые взлетевшая в мае 56-го года. Это была глубокая модернизация, так или иначе затронувшая почти все основные узлы самолета и даже численность экипажа (сократив его с 8 до 7 человек). Машина была уже совершенно другой в плане управляемости и в целом получила хорошие отзывы летчиков.

-8

Всего было выпущено 90 самолетов модификации 3М.
Эпоха самолета М-4 и его модификации 3М завершилась в конце 80-х годов. Тем не менее, в отдельных частях эти машины продолжали оставаться на вооружении до 94-го года в качестве заправщиков и стратегических бомбардировщиков. За годы службы в авариях и катастрофах из 112 машин данного типа было потеряно 27, что является очень большой цифрой.

Ставьте лайк, если понравилась статья и подписывайтесь на наш канал.