Конечное воссоединение Яхве с супругой произойдёт только в мессианскую эпоху: «Шхина будет полностью отделена от Другой стороны только с приходом Мессии. До него отделение может быть достигнуто только в определённые благоприятные моменты, такие как чтение “Шемы” (Зогар, II, 134a). Один зогарический текст даже указывает на грозную силу Другой стороны, объясняя требование того, чтобы литургическая фраза после “Шемы” (“да будет благословенно имя”, brwk šm) произносилась шёпотом. Этот текст заявляет, что данное требование было введено с той целью, чтобы “Шема” вызывала свадебное совокупление Шхины и Святого, благословен он, не привлекая внимания Другой стороны и тем сводя к минимуму опасность её участие в этом соитии. Средством сношений между Другой стороной и Шхиной является зогама, “скверна”, которую дьявольское мужское существо “вводит” в неё (напр., Зогар, I, 46b; III, 47a). Использование “Зогаром” данного термина в подобном контексте несомненно восходит к его использованию в Талмуде при изображении полового акта в Саду между Змеем и Евой. Перенося эти отношения в метафизическую сферу, зогарический текст объясняет, что “введение скверны” в Шхину космическим “Змеем” сделало невозможным для божественного мужского существа иметь половые отношения со своей супругой, ибо “злой Змей” тем самым вызвал “разделение”, так что “Солнце не может иметь соития с Луной” (ḥwy’ byš’ d’ṭyl zwhm’ w‘byd pyrwd’ dl’ mšmš šmš’ bsyhr’)».[1]
Тема сексуальных отношений между Евой и Змеем впервые встречается в Таргуме Псевдо-Ионафана на Быт. 4, 1: «И Адам знал, что его жена Ева зачала от Самаэля, ангела Господа»[2]. Согласно этому таргуму, Каина Ева родила от Самаэля, а Авеля – от Адама. Талмуд добавляет в данный рассказ понятие «скверны»: «Когда Змей приблизился к Еве, он ввёл в неё скверну (hṭyl bh zwhm’)» (ВТ Шаббат, 145b.16 – 146a.1). Дарование Торы на горе Синай избавило Израиль от этого «первородного греха» (Зогар, I, 126a), но не полностью.[3]
Каббалисты отождествляют «скверну», которую Змей (Самаэль) вводит в Шхину, с менструальной кровью. Поскольку в каббале мужской и женский пол у людей и их земные отношения суть отражения божественного мира[4], функции земной женщины имеют свои параллели в женщине небесной. Шхина вступает в половые отношения с Яхве и другими партнёрами, беременеет и рожает детей; она также менструирует: «Каббалисты видели в области сфирот организм, процессы которого отражают наши собственные. Божественное тело, как и человеческое тело, ест пищу и исторгает отходы. Первочеловек, как и земной человек, может стать нечистым… Каббалисты тринадцатого столетия верили, что Шхина, женский лик божественного мужчины, менструирует. Хотя каббалисты извлекали своё понимание цикла Шхины из женской биологии и раввинской галахи, они утверждали противоположное. Для каббалистов истечение вышней жены было архетипом для человеческого опыта; иначе говоря, женская биология понималась как отражение космической реальности… Подобно земным женщинам, Шхина, вышняя Луна, имеет цикл из двадцати восьми дней, который совпадает с лунным месяцем»[5].
Во время менструации Шхина отдаляется от Яхве и становится наложницей Самаэля (Змея). В новомесячие иудеи обязаны приносить в жертву козла, который знаменует очищение Шхины и возможность для неё вновь вступать в половые отношения со своим законным супругом:
bš‘t’ dḥwy’ tqyp’ dl‘yl’ ’t‘r bgyn ḥwby ‘lm’
В то время, когда могучий Змей в вышине пробуждается из-за грехов мира,
š’ry w’tḥbr ‘m nwqb’ w’ṭyl bh zwhm’
Он пребывает и соединяется с Женой и вводит в неё скверну.
’tprš dkwr’ mynh bgyn dh’ ’st’bt w’tqry’t ms’b’
Муж отделяется от неё, ибо она осквернена и зовётся нечистой,
wl’ ’tḥzy ldkwr’ lmqrb bhdh
И не должно Мужу приближаться к ней,
dwwy ’y ’st’b hw’ bhdh bzmn’ d’yhy ’st’bt
Ибо горе, если он осквернится ею, когда она осквернена.
…
bḥb’ d’ ’t‘r ḥwy’ tqyp’ l‘yl’
Этот грех[6] пробуждает могучего Змея в вышине,
w’šdy zwhm’ b’tr dl’ ’ṣṭryk w’ḥbr bnwqb’
И он извергает скверну в то место, где её не должно быть[7], и соединяется с Женой.
w’trby ś‘ryh ldkwr’
И волосы[8] Мужа растут.
bnwqb’ ’st’bt wś‘rh’ rb’ wṭwprh’ sgy’w
Жена оскверняется, и её волосы растут и ногти[9] увеличиваются.
…
Потому рабби Шимон сказал: Святой, благословен он, сказал: «И в новомесячия ваши приносите мне жертву за грех»[10]…
bgyn dyt‘br hhw’ ḥwy’ wytbsm m’n db‘y’
Чтобы этот Змей был удалён, а тот, кому должно, был ублажён.
…
bgyn dytbsm wyt‘br wl’ ’štkḥ ḥwy’ b’tr dš’ry
Чтобы Змей был ублажён и устранён и чтобы его не было в месте, где он пребывает.
(Зогар, III, 79a-79b)
[1] Nathaniel Berman. Divine and Demonic in the Poetic Mythology of the Zohar: The “Other Side” of Kabbalah. Leiden, 2018. P. 194-195.
[2] Цит. по: Elliot R. Wolfson. Venturing Beyond: Law and Morality in Kabbalistic Mysticism. Oxford, 2006. P. 40.
[3] «Согласно взгляду, который в некоторых талмудических источниках (ВТ Йевамот, 103b; ВТ Авода зара, 22b; ВТ Шаббат, 145b-146a) приписывается рабби Йоханану, скверна, которой змей осеменил Еву, когда она и Адам нарушили божественный приказ в Саду Эдена, была удалена исключительно из Израиля, когда он стоял у горы Синай. Я думаю, что мы не сильно ошибёмся, сказав, что этот аггадический миф сходен с представлением о первородном грехе в христианской традиции, ибо он утверждает, что онтологический статус человечества изменился по причине осеменения Евы змеем» (Elliot R. Wolfson. Venturing Beyond: Law and Morality in Kabbalistic Mysticism. Oxford, 2006. P. 40-41).
[4] «Всё, что есть на земле, имеет соответствие наверху» (wkl mh dy b’r‘’ hky nmy l‘yl’) (Зогар, I, 156b).
[5] Sharon Faye Koren. Foresaken: The Menstruant in Medieval Jewish Mysticism. Waltham, 2011. P. 75, 78.
[6] Совокупление с женщиной во время месячных.
[7] Влагалище Шхины.
[8] Силы Суда.
[9] Иосиф Хамаданский в «Сефер ташак» сообщает: «На каждом волосе из святых волос Матрониты написаны имена иных богов, и они возбуждают все виды волшебства и все виды колдовства» (цит. по: Elliot Wolfson. Crossing Gender Boundaries in Kabbalistic Ritual and Myth, in: Mortimer Ostrow. Ultimate Intimacy: The Psychodynamics of Jewish Mysticism. L., 1995. P. 288-289, fn. 65). Как земная женщина обязана покрывать голову, чтобы сдерживать силы суда, связанные с её волосами, так и Матронита в течение недели покрывает голову, а в Шаббат сбрасывает покрывало с головы, чтобы совокупиться со своим супругом. О демонических свойствах ногтей менструирующей женщины см.: ВТ Моэд Катан, 18а; ВТ Нидда, 17а.
[10] Числ. 28, 15, 22.
См. также:
https://ridero.ru/books/kabbala_1/
https://www.ozon.ru/product/kabbala-482852984/?sh=SWW90QAAAA
https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/kabbala-vozrozhdennoe-iudeyskoe-yazychestvo/