Рыцари, кочевники и солдаты Великой Отечественной — страдали ли они от посттравматического синдрома, и если нет, то почему?

666 прочитали

О посттравматическом синдроме впервые всерьез заговорили после войны США во Вьетнаме. Собственно, «вьетнамский синдром» было первым названием данной проблемы. Было отмечено, что многие бывшие солдаты никак не могли адаптироваться к мирной жизни: их преследовали страхи, характерные для находящихся в зоне боевых действий, мучили ночные кошмары, им было сложно поддерживать отношения и они легко срывались на самоповреждения или агрессию в отношении близких.

О посттравматическом синдроме впервые всерьез заговорили после войны США во Вьетнаме. Собственно, «вьетнамский синдром» было первым названием данной проблемы.

Впрочем, если изучать проблему всерьез, то первые описания такого рода состояний оставили европейские психиатры, работавшие с ветеранами Первой Мировой войны. Конечно, и до Первой Мировой человек мог на войне повредиться рассудком или нарушить свой душевный покой до конца жизни. Но почему-то это явление не было массовым. Однако с начала 20 века каждая война порождает раз за разом большие количества людей, страдающих посттравматическим синдромом.

Возникает логичный вопрос: как люди решали эту проблему в более ранние периоды своей истории? Ведь нет никаких свидетельств о том, что чем-то подобным мучились всадники Чингисхана, римские легионеры или воины многочисленных европейских племен — воинственных и жестоких.

Как ни странно, главную роль в появлении вьетнамского, афганского, иракского и других однотипных синдромов сыграло оружие.

Рыцари, кочевники и солдаты Великой Отечественной — страдали ли они от посттравматического синдрома, и если нет, то почему?

О посттравматическом синдроме впервые всерьез заговорили после войны США во Вьетнаме. Собственно, «вьетнамский синдром» было первым названием данной проблемы.-2

Войны прошлых столетий кажутся нам чрезвычайно кровавыми и жестокими, потому что там дело почти всегда доходило до массовой рукопашной схватки. Огромные толпы мужчин, рубящих друг друга мечами и топорами заживо — что может быть ужаснее? Однако для человеческой психики эта ситуация довольно-таки переносимая. Все дело в том, что у людей в рукопашном бою есть эмоциональная мотивация убивать врага и эмоциональное же оправдание собственным поступкам. Невозможно сохранять спокойствие, когда враг буквально в шаге от тебя пытается ткнуть в твое тело заточенной железкой. Само это обстоятельство уже дает тебе санкцию на аналогичные ответные действия. Пробуждается древний инстинкт «сражайся или беги». И что бы человек в такой ситуации не выбрал, он чувствует, что его поступок оправдан. Ибо: вот же, меня пытались убить!

Даже войны 19 столетия, когда уже массово применялось огнестрельное оружие, все еще позволяли психике людей приспосабливаться к происходящему. Да, уже были артиллерийские обстрелы, залповая стрельба, мины. Но поражающие качества оружия тех лет еще были не особенно велики, и чаще всего враги на поле боя видели лица друг друга — что обеспечивало включение того самого древнего инстинкта.

Ситуация изменилась с появлением пулеметов и наработкой схем чрезвычайно эффективного применения скорострельного оружия. Именно в Первую Мировую несколько пулеметчиков, с защищенных позиций, работая под нужным углом по пристрелянным точкам могли остановить атаку нескольких тысяч человек. Причем, с дистанции в километр или даже больше (пуля пулемета летит гораздо дальше, но там уже стрельба без хорошего прицела превращается в лотерею). Охлаждаемые водой стволы позволяли стрелять часами. И вполне рядовым событием было терять на узком участке фронта десятки тысяч солдат в день.

О посттравматическом синдроме впервые всерьез заговорили после войны США во Вьетнаме. Собственно, «вьетнамский синдром» было первым названием данной проблемы.-3

И с такой ситуацией человеческая психика справляться перестала. Ты практически не видел врага, бежал в атаку, получая пули буквально из ниоткуда. Наблюдая, как невидимая смерть косит твоих товарищей целыми ротами. А с другой стороны, пулеметчик просто делал движение рукой, и убивал людей сотню за сотней. Объяснить эту ситуацию самому себе, примириться с ней — было гораздо более тяжелой задачей для бойцов. Ведь в момент сражения они не видели врага, не ощущали непосредственной угрозы, не могли нанести удар своей рукой. Война свелась к сидению в окопах или беганию по полям и лесам в постоянном ожидании смерти из воздуха, с неба, из земли. Тот самый спасительный инстинкт не включался, но при этом уровень стресса был поистине зашкаливающим.

Одно из объяснений чудовищной жестокости гражданской войны в России начала 20 века, а также последовавших за ней красного террора и массовых репрессий — тот факт, что миллионы молодых мужчин, крестьян, прошли через мясорубку Первой Мировой. И каждому отдельному красноармейцу, махновцу или бойцу белых отрядов было крайне сложно объяснить себе, почему нельзя просто взять и застрелить человека, когда он совсем недавно видел, как в считанные минуты погибают сотни и тысячи. И сам убивал — ни за что, без ненависти, а просто потому что «так было надо».

Существует мнение, что якобы после Великой Отечественной никаких таких синдромов у советских солдат не было. Это крайне далекое от истины утверждение. Очень многие вернувшиеся с фронта так и не смогли приспособиться к мирной жизни — найти себя, завести семьи, реализоваться в работе. Для таких людей даже существовали выражения типа «не навоевался еще», «как выпьет, так воюет» и подобные. Правда, говорить о таких проблемах считалось не очень приличным — именно потому, что подобное происходило почти в каждой семье, которую затронула война.