Найти тему

Бенвенуто Челлини и потусторонний мир

Оглавление

Человека окружал не только мир материальный, но и загадочный потусторонний мир. Каково было его значение в жизни отдельно взятого индивида? Моя небольшая робота на примере конкретного человека Бенвенуто Челлини покажет, каким могло быть это значение, как проявлялось и объяснялось потустороннее влияние, в каком мире жил человек эпохи возрождения. Однако важно помнить, что на протяжении всей истории каждый человек был индивидуален, даже когда эту индивидуальность было принято скрывать. В эпоху возрождение личность начинает проявляться очень ярко, поэтому проецировать картину мира и верования одного конкретного человека на остальных представителей эпохи нужно с огромной осторожностью. Человек уже не типичный, а уникальный. Это личность, которая воплощая в себе эпоху, всегда имеет значительное собственное содержание.

Бенвенуто Челлини родился в 1500 году. Он был сыном маэстро Джовани Челлини, ювелир, чеканщик скульптор, воин, поэт и музыкант жил в 1500-1571. Его мемуары — начатые около 1558 года являются одним из величайших литературных произведений эпохи позднего возрождения.
Его мемуары завораживают удивительным характером и жизненной философией автора. Благодаря этому, личность Бенвенуто Челлини вызывало и вызывает интерес у самых разных людей - литературоведов, антикваров, историков искусства и т.д.

Мемуары Бенвенуто Челлини переведены на многие языки мира. На русский язык его сочинение переводилось дважды. Первым был перевод В. Штейна, сделанный не с оригинала, а с французского перевода. Его отличительной особенностью является сглаженность и литературность языка, однако из за нескольких последовательных переводов в ряде случаем мог исказиться смысл текста.

Потусторонние сверхъестественные силы играли в жизни Бенвенуто и его окружении значительную роль. Те или иные жизненные события воспринимались как знаки добрые либо дурные.

Ещё в начале мемуаров Бенвенуто описывает, как в детстве он поймал скорпиона и принес деду, тот жутко перепугался за жизнь мальчика. На крики прибежал отец Бенвенуто и при помощи ножниц отрезал скорпиону жало и клешни. «После того как он(отец) избавился от этой великой беды, он счел это за доброе предзнаменование

-2

Вера в приметы, добрые и дурные знаки, которые необходимо всегда принимать во внимание - яркое свидетельство того, что картина мира Бенвенуто была мифологизированна в очень большой степени. Нельзя ограничивать его мифологические представления христианством. Оно играло хотя и важную роль, но никогда не было единственным источником мистических представлений. Особая роль знаков, предзнаменований и примет безусловно связана с более широким кругом представлений о судьбе.

Бенвенуто Челлини и судьба.

Бенвенуто верил в судьбу. Это нашло отражение во множестве эпизодов, восклицаний, интерпретаций и объяснений тех или иных событий. «Теперь пусть видит мир и кто в нем живет, сколько могут зловредные звезды с супротивной судьбой над нами смертными!». Представления Бенвенуто о судьбе и боге были противоречивыми. Челлини с одной стороны верил в неизбежность судьбы, однако при этом он признавал и свободу воли. Бог Бенвенуто Челлини не совсем христианский. Он является воплощением справедливости, а не милосердия. «пусть никто никогда не смеется над предвещаниями честного человека, несправедливо его оскорбив, потому что это не он говорит, а это голос самого бога». Таким образом, в представлении Бенвенуто, жизнь человека определялась в значительной мере судьбой, однако человек имел свободу воли и мог сопротивляться предначертанному.

Бенвенуто Челлини и сражение со смертью.

Мотив взаимодействия со сверхъестественными силами в наибольшей мере проявлялся в самые критические моменты жизни: во время болезни и отсидки в тюрьме.

Описание тяжелых болезней занимают важное месть в повествовании. Это моменты, в которые Бенвенуто, как ему казалось был на волосок от смерти. Рассказывая об одной из своих болезней, автор мемуаров пишет: «ко мне приходил к постели ужасный старик, который хотел затащить меня силой в свою огромнейшую лодку» Хотя сам Бенвенуто вполне отдавал себе отчет в том, что лихорадка может сопровождаться галлюцинациями, он предавал этим видениям особое значение.

-3

Борьба с болезнью происходила как бы на двух уровнях. На уровне телесном, как считал сам Челлини, выздоровлению во многом способствовало то что, что он все же выпил этот тазик с водой. Так же выздоровлению на рассматриваемом уровне могло способствовать с переменным успехом лечение врачей. Однако не менее важным была борьба за другое «воображаемое тело» или душу, за которой изо дня в день приходил старик, и в этой борьбе решающее значение имела поддержка друга — Феличе.

Общение с ангелами и богом.

Бенвенуто не был религиозным человеком. Хотя в мемуарах и встречаются моменты объяснения тех или иных событий божественной волей, в этих объяснениях скорее прослеживается мотив веры в судьбу, нежели именно христианская вера. Хотя Бенвенуто как все безусловно считал себя христианином, посещал церковь и причащался, для него это скорее был обыденный фон жизни, о котором он не задумывался. Принимая причастие от самого папы римского, Челлини скорее считал это высокой честью, нежели чем то сверхъестественным и вызывающим благоговейный трепет. Обращаясь к папе, Бенвенуто говорит «Всеблаженный отче, с тех пор как был разгром и по сей день я не мог ни исповедаться, ни причаститься». Однако, сам Бенвенуто совершенно не страдал от этого. Произнесенные им слова являются скорее необходимой формальностью. Отпущение грехов было в большей степени социальным явлением, чем духовным. Святое причастие должно было отчищать человека прежде всего в глазах окружающих, хотя в мемуарах есть моменты, указывающие и на вполне четкую веру в отпущение самих грехов.

Бенвенуто описывает явление ангела во сне, упрекавшего его в попытке разрушить тело, которое «ссудил» ему сам всевышний. Ангел призывал Бенвенуто «Предоставь (Господу) руководить тобою и не теряй упования на его могущество». Бенвенуто принялся с ещё большим усердием молиться, рисовать в книге при помощи щепки и кирпичной крошки, и таким образом, как пишет сам Челлини «сам себя утешил». Старательные молитвы Челлини, как ему казалось, дали результат - он пишет о своей сломанной ноге: «мне снилось, что ангелы приходили мне ее врачевать, что после четырех месяцев я стал крепок, как если бы она никогда не была сломана».

-4

Одиночное заключение очень сильно подавляло. Бенвенуто молился о том чтобы увидеть солнце хотя бы перед смертью. Его мировоззрение в этот момент было надломленно. Беда была настолько серьёзной, что он объяснял её не извечной и естественной зловредностью звезд, а именно карой господней. Представление бога в образе солнца — ещё одно подтверждение противостояния бога и «зловредных звезд» в картине мира Бенвенуто. Солнце — источник дневного света, источник божественного и всего того, что так дорого Бенвенуто. В солнечном шаре Бенвенуто видит самые дорогие ему и прекрасные образы: Христа и Богоматери с младенцем. Поэтому то для Бенвенуто так важно было увидеть именно свет солнца, а не просто свет сам по себе.

Описание многочисленных чудес в мемуарах действительно могло бы служить доказательством исключительности Бенвенуто, однако из текста видно, что сам Бенвенуто верил во все эти удивительные чудеса.

Описание сверхъестественного опыта неверно объяснять исключительно желанием Бенвенуто продемонстрировать читателям свою особенность. Челлини хотя и преувеличивает некоторые свои достижения, но его склонность преувеличивать и гиперболизировать распространяется на любые описания, а не только на рассказы о собственных достижениях. Взаимодействовать со сверхъестественными силами мог не только Бенвенуто, но и многие из его окружения. Поэтому описание мистических явлений действительно указывает на их важность во взгляде на мир Челлини.

А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!