Архангельск – исторический центр на Русском Севере, некогда крупнейший порт России, упустивший свой шанс из-за появления Санкт-Петербурга, территория, связанная с именем Ломоносова. Именно с такими ассоциациями о пункте нашего путешествия мы довольно быстро, всего лишь за несколько часов, переместились с юго-запада России почти к полярному кругу. Кстати, Архангельск – самый большой город в мире, расположенный севернее 60-й параллели. Почти сопоставим с ним Якутск, Мурманск на полсотни жителей меньше, целая столица Рейкьявик меньше в 2,5 раза. А что касается Михаила Васильевича, то его славное имя сопровождало нас все время – от федерального университета, в котором нам помогли провести социологическое исследование, до местного пива, которое мы дегустировали, подводя итоги экспедиционных дней.
Прилетели мы в Архангельск уже в естественной темноте, поэтому сразу не почувствовали его мощи и не разглядели его главных природных маркеров. Утром же мы ощутили суровое величие Северной Двины.
Город расположен в начале ее дельты, за которой Двинская губа, Белое море и Северный Ледовитый океан. Белое море – одно из самых маленьких, омывающих Россию, неглубокое – средняя глубина – 67 м. Но его образ, связанный с суровостью климата, с тем, что оно с XV века имело большое историческое значение для отечественной торговой навигации, гораздо ёмче физико-географических границ и глубин. В связи с этим современному во многом кризисному Архангельску тяжеловато соответствовать собственному историко-культурному образу. Хотя в порт заходит не только речной транспорт, но и морские суда, бросается в глаза безжизненное здание морского и речного вокзала, которое выполняет в настоящее время торгово-выставочные функции. Кстати, оно изображено на 500-рублевой купюре.
Город расположен на островах, что придает ему уникальный планировочный рисунок и, безусловно, накладывает свой отпечаток на транспортное сообщение между районами. Несмотря на островное размещение в Архангельске имеется только три моста, которые обеспечивают взаимодействие между районами – Кузнечевский, Северодвинский и Краснофлотский (довольно протяженный, построенный относительно недавно). По Северодвинскому мосту проложена также железнодорожная магистраль, а он сам имеет интересную инженерную особенность – подниматься вверх для обеспечения удобного судоходства и прохода габаритных судов по Северной Двине. Большое значение для жителей удаленных городских территорий имеет речной транспорт, осуществляющий регулярные теплоходные сообщения с центром. В зимний период через реку обустраиваются ледовые переправы, которыми ежедневно пользуются сотни горожан.
Климат в Архангельске довольно суров. Нам, южным жителям, 21 октября удалось увидеть первый снег. А прогулка по городской набережной сопровождалась пронизывающим ветром и проливным холодным дождем. Во время пятидневного нашего пребывания только один день был относительно ясным и спокойным. Световое время суток здесь в осенне-зимний период значительно меньше, чем на Юге России. Все это негативно влияет на психологическое состояние жителей, что сказывается на их миграционных настроениях не в пользу Архангельска. В таких природно-климатических условиях даже витринные территории города малолюдны. Сравнительно небольшой комфортный с точки зрения климата промежуток времени является серьезной проблемой для развития большого туристского потенциала.
Архангельск достаточно зеленый. Основные деревья и кустарники – лиственница, ель, береза и рябина. Однако садово-парковые зоны, даже в центре города плохо обустроены.
Прогулки по центру города позволяют считывать в его ландшафте разные исторические периоды. Хорошо сохранились фрагменты Гостиного двора, торгового и оборонительного сооружения, построенного в 1668 – 1684 гг.
На пешеходной улице Чумбарова-Лучинского (Чумбаровка) воссоздан облик деревянного Архангельска с типами домов до начала XX века. Здесь расположились скульптуры писателей и персонажи их произведений. На Чумбаровке находятся музеи, культурные центры, другие достопримечательности.
Центральная площадь города – это типично советская архитектура с доминантным открыточным 24-этажным зданием проектных организаций.
Здесь же, в центре «красуются» элитные новостройки, которые чаще всего являются свидетельством неумелого и даже кощунственного использования исторического архитектурного наследия.
Из-за широких улиц с преимущественно многоэтажной застройкой Архангельск производит впечатление крупного города. В конце советского времени численность его населения «перевалила» за 400 тыс. Сегодня здесь проживает 345 тыс. чел.
Архангельск является самым крупным промышленным, транспортным, образовательным, культурным центром области. И этот статус город, конечно же, не потеряет. Здесь работают предприятия лесопереработки, пищевой промышленности. Таксист, провозя нас по одной из промышленных улиц, с удовлетворением указал на многокилометровый высокий забор, из-за которого выглядывают вершины пирамид из бревен и досок: «Заготовка древесины и области возрождается» – отметил он. Брендовыми товарами являются косметика и продукты из водорослей, кондитерские изделия из местных ягод и ликероводочная продукция. Имеются аэропорт, железнодорожный вокзал.
Центр Архангельска хорошо благоустроен, особенно наиболее востребованные территории (набережная, площади, пешеходная улица). Набережная является центром притяжения и местом отдыха горожан, особенно в летний период. Она имеет значительную протяженность, покрыта хорошим новым асфальтом. Здесь установлено много интересных скульптурных и арт-объектов. На набережной также располагаются кафе и рестораны, что называется «на любой вкус и кошелек». Это в сочетании с богатым культурным наследием делает город привлекательным для туристов.
Архангельск, в том числе из-за своего положения в дельте Северной Двины, состоит из множества островных районов с красивыми названиями – Бревенник, Кегостров, Соломбала, Хабарка, Заостровье и прочие.
Несмотря на убыль населения в городе ведется точечная и микрорайонная застройка. Много кварталов из двухэтажных многоквартирных деревянных домов, которые со временем из-за недостаточного ухода ветшают и начинают разрушаться. Это – серьезная проблема для Архангельска, который является одним из лидеров в России по доле аварийного жилья. Небезопасную для жизни ветхость таких квартир дополняет проблема нехватки благоустроенных территорий. Обращает на себя внимание не ухоженность придомовых территорий – дворов и подъездов, причем это характерно не только для малоэтажных кварталов, но для новостроек. Везде высокий бурьян, кустарники, разный хлам и неприглядные хозяйственные постройки. Для нас, южан, привыкших к более комфортной городской среде, созданной в том числе и силами самих жителей, было большим разочарованием наблюдать газоны, заросшие высокой травой, разбитые тротуары и внутриквартальные дороги. Даже покрытые асфальтом, они зачастую неровные, с большими ямами и буграми.
В городе ощущаются экологические проблемы. Нередко можно почувствовать запах сгоревшего биоматериала (щепа – древесные отходы ЦБК), используемого местными котельными и атмосферных выбросов, приносимых ветром со стороны Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, расположенного в Новодвинске.
Благодарю за репосты, подписки и лайки!