Дети с нарушениями саморегуляции, импульсивные, гиперактивные, с дефицитом внимания нуждаются во внешней организации пространства.⠀Как его организовать, чтобы облегчить жизнь ребенку, расскажу в этой статье.
Сын приходит из школы, собирается делать уроки и начинается: "Мааам, а где математика? Мааам, а где ручка, не могу найти тетрадь..." Когда наконец-то всё нашел и вроде занялся уроками, через какое-то время уже рисует машинки на полях тетради или задумчиво смотрит в окно... Знакомо? Если у ребенка проблемы с организованностью и он отвлекается на все подряд, ловите некоторые лайфхаки, которые помогут сэкономить ваше время и нервы.
⠀Необходим такой порядок на рабочем столе, в учебниках и тетрадях, в задачах, требующих решения, который поддерживает сосредоточенность. Помочь детям организовать такой порядок и научить его поддерживать - забота родителей. ⠀
⠀Рабочий стол⠀
1. Когда ребенок садится делать уроки, на стол выкладываются только те предметы, без которых нельзя обойтись. Например, учебник, тетрадь и ручка. Пенал - не предмет первой необходимости. Дети с нарушениями саморегуляции один лишний ластик способны превратить в аттракцион веселья.
2. Стол желательно развернуть так, чтобы ребенок не мог отвлечься на вид за окном или экран телевизора. Учитывайте, что дети отвлекаются и на экран напротив, и на экран за спиной. Что лучше для конкретного ребенка решается опытным путем.⠀
3. Убрать со стола все лишнее. ВСЁ. Выделила, потому что родители часто недооценивают увлекательность простого карандаша. Другими словами, отвлекается ребенок на все, даже на то, что родители и не заметили бы.⠀
⠀Из первого пункта есть исключения. В состоянии тревоги, напряжения, волнения, сосредоточения некоторым детям нужно что-то держать в руках. И чтобы ребенок не чесался, не крутился, не теребил половые органы, лучше вложить ему что-то в руки. Это, безусловно, не решение проблемы, но временная помощь.⠀
⠀4. Желательно, чтобы ребенок, сидя за столом, не видел ничего интересного: ни телевизора, ни вида за окном, ни играющего младшего брата. Список можно продолжать.⠀
⠀5. Возможность быстро встать из-за стола подбирать лучше под ребёнка. Отвлечься, отдохнуть нужно всем детям с СДВГ и достаточно часто. Но одних детей можно отпускать из-за стола, они отдохнут и вернутся. А других снова посадить очень сложно. Им лучше дать возможность покрутить головой, поболтать, попить и т.д., но не вставая.⠀
⠀6. Лучше, если тетради и учебники по разным предметам будет легко различить. Например, вся математика в зелёных обложках, а русский язык в синих. Если это возможно.⠀
⠀7. Наводить порядок должно быть максимально легко. И нужное место легко определить, и положить быстро. Тогда ребенку будет легче каждый раз заставить себя делать то, что не хочется. Помните, что для гиперактивного ребёнка начать делать то, что он делать не хочет, гораздо сложнее, чем другим детям. ⠀
⠀⠀Одежда и игрушки⠀
Помогите ребенку ориентироваться в похожих предметах. Подпишите ящики для белья и штанов, машинок и паззлов или раскрасьте их в контрастные цвета. Конкретное решение проблемы организации зависит от особенностей быта семьи. Главное, соблюдайте правила. Создайте ребенку внешнюю опору для самоорганизации: цвет, место, размер и т.д. Не увлекайтесь количеством категорий и подсказок. Если создать больше пяти, то ребенок будет путаться, родители ругаться, и новый подход вряд ли приживется в доме.⠀
⠀Задачи, требующие решения⠀
Учите ребенка приемам самоорганизации. Например, составьте вместе с ним список дел или покажите, как собирать портфель в школу или доставать учебники для домашней работы, сверяясь с дневником. Следовать списку дел - многоступенчатая задача. Расскажу подробнее в следующей статье.⠀
⠀Вы составляете списки дел? Пробовали научить ребенка? Поделитесь опытом в комментариях.⠀