2,6K подписчиков

Навальный (2022) NAVALNY документальный, биография, триллерРежиссер – Дэниэл Роэр

119 прочитали
Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра.

Дождался.

Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.

Любопытство, потому что все навальнята высказались о фильме, как о чём-то замечательном.

А я - ПОКЛОННИК НАВАЛЬНОГО.

И потому что вся либеральная (для корявеньких и косолапых советских бухтил поясню, что это не ругательное слово, и не смешное, и не ярлык, а всего лишь означает - СВОБОДНАЯ) братия, к которой и я себя отношу, заявила о чудесности проведённого времени на этом кино.

И опаска, потому что последний документальный киношедевр, который я посмотрел, был - МОЙ УЧИТЕЛЬ – ОСЬМИНОГ (2020). А это документальная планка - ого-го! Это такое открытие Америки, что я теперь, наверное, есть кальмаров не смогу пожизненно! Такие они разумные существа.

Опаска ещё и потому (и это в главных) что взяться за историю харизмата и пассионария, масштаба Навального, может всякий. Вытянуть, вот только, дай бог каждому!

Для того чтобы говорить о крутом, нужно самому всё-таки хоть немножечко быть крутым.

Конечно, поясню.

Нет ни одного фильма про Стива Джобса достойного Джобса. Не потянул ни один режиссёр. Потянул только его литературный биограф - Уолтер Айзексон. Ну, так Айзексон - крутой!

О ком я говорю, когда говорю о крутизне?!

Остап Бендер - крутой! Бродский, Высоцкий! Шевчук - очень крутой! Дудь, который мастерски сумел подать на блюде Шевчука и КАМЧАТКУ, БЕСЛАН и КОЛЫМУ, да ещё с десяток гениальных препарирований - крутой! Вот так заговорил поварским языком и вспомнил - Гордон Рамзи - крутой! Булгаков, Чехов, Пушкин! Звягинцев, Харари!

Да мало ли Донов Педро?! И не сосчитать!

Ахматова, Ахеджакова, Старобинец! Кэтрин Бигелоу – бывшая жена Джеймса Кэмерона – крутая! Кэтрин Белтон – журналистка с книгой-расследованием, как КГБ захватил мир – крутая! Наша Яна Троянова – очень крутая!

Великий (без шуток, какие уж шутки – реально классный режиссёр) Скорсезе не поднялся до уровня The Rolling Stones. Заявил, обозначил, показал - что угодно. Но не поднялся.

А вот Парфёнов и в НАМЕДНИ, и в ЦВЕТЕ НАЦИИ, и в ХРЕБТЕ РОССИИ поднялся аж до уровня страны. Потому что - крутой!

И абсолютное разочарование было, когда сходил на фильм ХОДОРКОВСКИЙ в 2011 году режиссёра Туши. Пример того, как щенок пытается рассказать о глыбе. Смотрел в Эльдаре, потому что кинотеатры боялись прокатывать фильм. В памяти и остался только кинотеатр и небольшая анимация в фильме.

Теперь, когда с глоссарием определились, можно поговорить о фильме НАВАЛЬНЫЙ.

‘Звание народного театра ко многому обязывает. Кого мы только не играли в своих коллективах, лучше и не вспоминать…’

Канадский молодой парень замахнулся на нашего, так сказать, Навального.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-2

Фильм представляет собой чёткую последовательную цепочку событий отравления Навального, борьбу, да что борьбу – драку за его жизнь, его выздоровление, ВОЗВРАЩЕНИЕ и ИЗГНАНИЕ из гражданской жизни ЛЕВИАФАНОМ. Смертельная НЕЛЮБОВЬ Левиафана к Навальному – сюда же. Получается полный набор Звягинцева!

Фильм по большей части собран из кадров, снятых на смартфоны, как самих навальнят, так и разных людей из интернета и из того злополучного (а точнее счастливого) самолёта. Потому что, действительно если бы не аутентичная реакция пилотов и командира корабля, мгновенной посадки самолёта, а далее бригады медиков на аэродроме – фильм был бы посмертным.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-3

Разговоры идиотов, что ХОТЕЛИ БЫ УБИТЬ – УБИЛИ БЫ! – нет смысла обсуждать – эти люди сильно поглупели.

И фильм состоит из нарезки интервью главного героя, некоторых действующих лиц и, конечно, самой операции расследования отравления. Которая прикольна по форме и гениальна и чудовищна по содержанию одновременно. И это всё БРАВО!

Сразу надо отметить, что МОНТАЖ этого кино выполнен искусно и этим достигнут РИТМ фильма высшей пробы. (Ритм в кино либо вдыхает жизнь, либо влечёт смерть. Сейчас говорим не о музыке.)

А в сочетании с очень качественным САУНД-ДИЗАЙНОМ – верх самого верховного! Музыкальные треки не бьют по ушам, приятно гармонируют с сюжетом и где надо подчеркнуть САСПЕНС (а он в фильме есть) успешно с этим справляются.

В выстраивании монтажа, ритма и саунд-дизайна 29-летний канадский режиссёр очень крут. Это его второй полный метр. До этого у него была картина КОГДА МЫ БЫЛИ БРАТЬЯМИ (2019) Once Were Brothers: Robbie Robertson and The Band - о музыканте Робби Робертсоне и его группе The Band. И, думается мне, по части ритма фильма он набил руку.

Великолепно показан гениальный и обаятельный гик – Христо Грозев. На его идее и уникальности интернет-сыщика и построена вся комбинация расследования отравления. Но в фильме нет ничего того, что не показал бы сам Навальный в своём знаменитом ролике про КОМАНДУ ОТРАВИТЕЛЕЙ.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-4

Фильм заставил меня ещё раз восхититься умом двух женщин – жены ЮЛИИ и сподвижницы МАРИИ ПЕВЧИХ. Отчаянной самоотверженности Юлии – она с боем отбила мужа из лап СМЕРТИ. Юля сражалась за мужа, как запрограммированная – она тараном шла на Левиафана, пока не вырвала Навального из лап чудовища!

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-5

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-6

И как Юля сражалась за мужа, так Навальный сражается за себя и за нас. Только вот большая часть нас этого даже не понимает. Как большая часть читателей и вообще людей не понимает за что сражается Дон Кихот. Я-то ответ знаю, только он неполиткорректен.

Просто большая часть людей – дураки. При чём у них и жёны дуры. И дети дураки. Конкретные форменные дурни, которых действительно большинство. Их даже больше, чем кто-то там сидит сейчас и думает. Ну, если вообще кто-то там сидит сейчас и думает. Да, что говорить, я и сам такой. Иначе не позволил бы ЧУДОВИЩУ себя разорить.

Пара небольших, но важных для меня моментов, о которых я не знал ранее, в фильме проскочило. И которые характеризуют героев. Это когда режиссёр за кадром спрашивает Навального – в его семье родители говорили о политике? И ответ был, что после Чернобыля, а отец Навального как раз из тех краёв, в семье поняли и заговорили о несоответствии витрины Советского Союза и его изнанке.

Потому что всё начинается с семьи. Те разговоры, которые проводят мать и отец – формируют потом личность. Или безличие.

Или, когда Христо Грозев рассказывает, как он потратил на разные расследования может быть более $150 000 из семейного бюджета, потому что в Bellingcat нет статьи на эти расходы, и что его жена возможно думает, что он потратил максимум $1 000-2 000. На что режиссёр спрашивает – А вы не боитесь, что жена узнает об этом, когда посмотрит фильм? И ответ Христо Грозева – Она не будет смотреть этот фильм. Ответ, который только в финальных титрах фильма я понял почему!

И если бы фильм назывался ОТРАВЛЕНИЕ, или ИСТОРИЯ ОДНОГО ОТРАВЛЕНИЯ, или ОТРАВЛЕНИЕ НАВАЛЬНОГО, или даже – ПРИВЕТ, ЭТО НАВАЛЬНЫЙ! – фильм, можно было бы сказать, удался. Таем от восторга, ахаем без памяти и рукоплещем режиссёру!

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-7

Но фильм называется просто НАВАЛЬНЫЙ. А это заявка настолько объёмная, что как будто мне заявили – МЕРСЕДЕС. Коротко и ясно. Но подогнали велосипед. Да на велосипеде написано МERCEDES, только он велосипедом быть не перестаёт. И то, за что пытливое человечество ценит MERCEDES, находится не в велосипеде.

Так вот главное, чем интересно явление под названием НАВАЛЬНЫЙ, в фильме не случилось. И это не его невероятное мужество, и сила человека, и его бесстрашное возвращение. То, что он КАПИТАН НЕВЕРОЯТНОЕ – это знает уже каждый приличный свободолюбивый студент.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-8

А студенчество – это и есть самая реальная сила в любом обществе. И это и есть надежда будущего! И МОЛОДЁЖЬ. Которая продвинутая, которая двигатель прогресса и которая жаждет СВОБОДЫ. А не ссыкливое большинство великовозрастных упырей!

Это коровье стадо даже не знает, что такое свобода! А некоторые из этого стада – псоватые и сивые – особые любители потроллить навальнят, хотя сами в лучшем случае кроме Word, интернета и соцсетей даже и не знают ничего. Не знают ни Photoshop, никакое мало-мальски серьёзное приложение, ни обработать фотку в Lightroom не сумеют. Дальше собственной дачи на курьих ножках и не были ни где. На выходные на огненной колеснице в Торговый центр и пакеты в зубы из Ашана. ТОКМО ПОСЛАВШЕЙ МЯ ЖЕНЫ. Вот это жизнь! Ссыкуны 45-летние и старше. Да, что говорить, я и сам из этих говнарей.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-9

Так вот в фильме показано, как эти обезличенные толпой студенты ждут Навального в аэропорту, как эту обезличенную молодёжь молотят дубинками вертухаи режима. Как скопище пассажиров рейса самолёта с Навальным тычут своими смартфонами в лица Навальным. Как дебиловатая толпа атакует Юлю, которая в стрессе после ареста мужа, стоит на улице возле машины. А толпа снова тычет своими смартфонами.

Но в фильм не вставлено ни одного интервью с конкретными ребятами, которые вышли на митинги в поддержку Навального. А Радио Свобода, да и не только, но мне запомнились интервью именно Радио Свободы и его бессменного корреспондента Мумина Шакирова, который вылавливал молодых парней и девушек из толпы и задавал им вопросы.

И вот ответы многих этих прекрасных ребят пробивали до слёз. Как по всей стране люди переживали за здоровье Навального, его возвращение и его потенциальный арест. И переживала не только семья и ближайшие сподвижники. А сотни тысяч людей. Как они рассказывали, что кремлевская диктатура отбросила развитие нашей страны на 40 лет назад. И как бы они хотели, чтобы их страна смотрела вперед.

Как отравление сильно повлияло на огромное количество этих людей. Как вся эта история изменила их ощущения от мыслей НАДО УЕЗЖАТЬ, СПАСАТЬ СЕМЬЮ, ЭТА СТРАНА БЕЗНАДЕЖНА до – МЫ МОЖЕМ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ, МЫ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ, МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МОЖЕМ СОЗДАТЬ СТРАНУ, ГДЕ МОЖНО БУДЕТ ЖИТЬ ХОРОШО И НЕ БОЯТЬСЯ.

Как люди разочаровывались и злились не только на государство, а прежде всего на себя. Что согласны жить в стране, где творится такое безумие. Что своими налогами они оплачивают пытки людей. Что своим молчанием позволяют государству творить террор не только внутри страны, но и за границей страны.

Как люди посчитали, что с арестом Навального они изменились, и потеряли частичку себя. Потому что они верили, что способны изменить мир России. И что не зря были те титанические усилия Навального, который два года ездил по стране и организовывал штабы по всей стране. Собирал активную молодёжь, и они поднялись, и они восстали.

Что это был тур НА ИЗНОС по десяткам городов России, чтобы политическими ненасильственными методами создать партию и силу, способную противостоять и вытеснить воров и коррупционеров, которые как раковая опухоль тянет страну в Средневековье. Что это была война НА ИСТОЩЕНИЕ. В попытке преодолеть тупую узколобость и безнадёжность РОССИИ.

Очень ждал этот фильм канадца Дэниела Роэра. Дождался. Было большое любопытство, но и большая опаска перед просмотром.-10

В фильме нет этих интервью обычных парней и девушек.

Не достаточно иногда энциклопедически сказать, что история городка Ковентри начинается в 1043 году. Что главной достопримечательностью является собор св. Михаила, построенный в XIII в., а затем разрушенный 14 ноября 1940 г. во время воздушного налёта…

Что за этими тремя строчками получается скрыта целая история. Что поселение Ковентри оказывается существовало ещё до вторжения Вильгельма Завоевателя. А в ночь с 14 на 15 ноября 1940 г. город подвергся колоссальной фашистской бомбардировке. Практически весь вместе с жителями был стёрт с лица земли.

Вступает в силу понятие в кино – ИНОГДА ВАЖНО НЕ ЧТО ТЫ ГОВОРИШЬ. А ВАЖНО, КАК ТЫ ЭТО ГОВОРИШЬ. С какой убедительностью, интонацией, и как ты достучался этой интонацией до зрителя.

Интервью, как люди читали Варлама Шаламова и приходили в ужас не только от того, что происходило в ГУЛАГе когда-то в те времена, но и от того, что вся остальная страна могла жить, работать и любить, зная, что происходит ТАКОЕ за колючей проволокой. Как искренне не понимали, как можно сосуществовать в одной реальности со своей жизнью и с пытками, убийствами невиновных людей.

Теперь знают, как – ничего особенного. Завариваешь кофе по утрам и читаешь новости. Или не читаешь, потому что уже не можешь, а слышишь краем уха. И идешь дальше работать, жить, любить, тратить деньги, путешествовать.

Как люди с арестом Навального узнали себе цену – гражданское ничтожество. И появилась злость к трусам. А люди, ведь, действительно делятся на дураков. Но это может быть ещё не самое страшное. Они делятся ещё и на трусов.

Что СОЧИНСКИЙ ЧЕКИСТ устроил ИГРУ В КАЛЬМАРА на выбывание из свободы, из права, из жизни.

Аллигаторы и крокодилы обычно не нападают на высоких взрослых людей, пока не вырастут до четырёх метров и более. А достигают они такой длины редко, поэтому и редки случаи их нападения на человека. Но чудовище, что выросло в моей стране, достигло невероятных размеров.

Резне подверглись все протестующие. В людях поселился страх, что за ними придут. И, самое главное, что за ними пришли. Пришли к их родителям. Что эта история о том, как напугали молодых, и это расхлёбывать ещё поколениям будущего.

Вот этих интервью мне не хватило в фильме.

Навальный сам не трус и призвал всех не бояться! Что ж, это же так легко! Да я и сам такой. КРУТОЙ И БЕССТРАШНЫЙ. Вот только на допросах у следователя по уголовному делу во рту почему-то предательски пересыхало.

Фильм однозначно полезный. И симпатичный. И заслуженно получил приз зрительских симпатий на фестивале Санденс-2022,

Но моя оценка

7 из 10

#кино #навальный #2022 #драма #биография #документальный