766 подписчиков

КООПЕРАЦИЯ В РОССИИ

530 прочитали
 В продолжение публикации КООПЕРАЦИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ рассмотрим историю развития кооперации в России. А историю она имеет давнюю!

В продолжение публикации КООПЕРАЦИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ рассмотрим историю развития кооперации в России. А историю она имеет давнюю!

Русская артель, известная по архивным источникам с XIII-XIV веков, была формой, наиболее близкой к появившейся в Европе в середине XIX века кооперативной практике. Началом кооперативного движения в России принято считать 1831 год, именно в этом году ссыльные декабристы приняли Письменный Устав "Большой артели" - первого добровольного потребительского общества в России и это на целых 9 лет раньше "Рочдельских пионеров" положивших начало европейской кооперации. Русская артель приняла принципы кооперативного движения, выработанные общественной мыслью Западной Европы. А жизненно необходимая для декабристов инициатива оказалась довольно популярной и к концу 1890-х годов в России было зарегистрировано уже более 500 аналогичных потребительских сообществ.

В августе 1896 года на Нижегородской ярмарке состоялось заседание секции торгово-промышленного съезда, где участвовало 60 представителей от 32 кооперативов России. Они обсудили и направили на утверждение царского Совета Министров проекты Положения о союзах кооператоров и Нормального устава потребительских обществ. В мае 1897 года Нормальный устав был утвержден, а Положение о союзах отклонено — царское правительство всероссийские союзы не приветствовало.

Настоящий же всплеск кооперативное движение в России получило после событий 1905 года, такого небывалого роста не видела ни одна страна. По числу кооперативов и членов вступивших в них Россия в начале XX века занимает первое место в мире!

За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. Увеличилось и количество независимых рабочих кооперативов. Благодаря росту числа самостоятельных хозяев в результате Столыпинской реформы кооперация в России встала на путь быстрого количественного и качественного развития. Кооперативы вели конкурентную борьбу с частными торговцами за свою долю в общей массе прибылей и способствовали уменьшению расходов своих членов на приобретение товаров. Определенная часть прибыли потребительских обществ после уплаты налогов зачислялась в их основной и запасный капиталы, другая часть распределялась между членами кооперативов - по паям и забору товаров.

Количество кооперативов в России к 1914 г. всего составило 32975 из них кредитных кооперативов 13809, далее шли потребительские 10080, сельскохозяйственных 8576, ремонтных 450 и 60 прочих. В 1916 г. численность кооперативов достигла уже 47 тыс., в 1918 г. 50-53 тыс. Потребительские общества среди них составляли более 50%, кредитные кооперативы около 30%. На 1 января 1917 г. в стране было не менее 10,5 млн. членов кредитной кооперации, а потребительской порядка 3 млн. Вместе с членами семей получается, что около 70 млн. граждан России (примерно 40% населения) имели отношение к кооперации.

Российская потребкооперация стала одной из самых массовых и сильных. К примеру, ещё в начале века в Сибири была создана одна из крупнейших в мире кооперативных организаций — "Союз сибирских маслодельных артелей", объединивший около 3 тыс. артелей и кооперативов. От продажи масла, поступавшего из Сибири за границу, в российские банки со всех сторон света стекалась иностранная валюта. Стоимость вывозимого по Транссибу сибирского масла была выше стоимости всей продукции горной промышленности и выше стоимости среднегодовой добычи золота всей Российской империи. Накануне первой мировой войны из Сибири ежегодно вывозилось свыше 6 миллионов пудов сливочного масла. Оборот Союза сибирских маслодельных артелей к 1917 году составлял 160 миллионов золотых рублей.

Феноменальный взлет российской кооперации того времени наталкивает на вопрос: Может быть, именно таким образом тогда народ нашёл наиболее удобную для себя форму приспособления к рыночной экономике, форму в наибольшей степени соответствующую российским условиям, традициям и социокультурным ценностям?

В 1917 году кооператоры с головой ушли в политику, однако, переоценив свои возможности и своё влияние в стране, они потерпели сокрушительное поражение в политической борьбе. Серьёзные расхождения во взглядах на кооперацию сразу же возникли у большевиков и кооператоров, главным образом в понимании места и роли кооперации в обществе, в практической хозяйственной политике, да и в политических предпочтениях. Итог такого расхождения для кооператоров России был трагичен: независимое кооперативное движение в России было ликвидировано. В период с ноября 1918 г. по декабрь 1920 г. происходило огосударствление кооперации. За это время органы большевистской власти фактически полностью стали распоряжаться имуществом всех видов кооперации и их работников. 27 января 1920 г. вышел декрет "Об объединении всех видов кооперативных организаций", согласно которому различные виды кооперативов должны были войти в один потребительский кооператив и не могли вести самостоятельной деятельности.

Однако, в 1921 году, когда кооперация, по выражению Владимира Ленина, находилась в "состоянии чрезмерного задушения", в государственной экономической политике произошло изменение. НЭП восстановил в правах товарно-денежные отношения. Допущенное, в определенных рамках, частное предпринимательство привело к некоторому разгосударствлению кооперации, началось её возрождение и возврат к основным демократическим принципам: добровольному членству в кооперативах, явочному порядку создания, практике вступительных взносов и паев, свободному избранию правлений кооперативных объединений, то есть к самоуправлению. В 1921 г. сельскохозяйственная, промысловая и кредитная кооперации были отделены от потребительской, получили хозяйственную независимость и право на создание самостоятельных систем. В 1922 г. в Москве был учрежден банк потребительской кооперации "Покобанк", который в 1923 г. был преобразован во всероссийский кооперативный банк "Всекобанк". Меры, принятые советским правительством в годы НЭПа, положительно сказались на деятельности кооперации по удовлетворению нужд населения страны. К концу 1926 г. кооперативный сектор преобладал в советском государстве: кооперативам принадлежало 52,2% товарооборота: потребительским — 38%, сельскохозяйственным — 11,6% и промысловым — 2,6%. Статистические данные показывают: освободившись от государственной опеки, и тем самым получив широкий простор для самодеятельности и творческой активности, потребительская кооперация стала самой массовой формой хозяйственных объединений. К концу НЭПа она обеспечивала почти 70% товарооборота СССР.

Но судьба кооперации в Советском Союзе зависела от того, как сильно натягивался государственный регулирующий поводок. Существование кооперации определяло её соотношение не с частным капиталом (как в других странах), а с государственным сектором народного хозяйства. Посредническая деятельность кооперации окончательно замещается технической работой по сбору сырья от крестьян и доставке его госпромышленности в соответствии с заранее установленными планами и ценами. Система комиссионных доплат пайщикам заменяется премиальными выплатами сдатчикам продукции. На внешнем рынке кооперация действовала по прямым и обязательным заданиям государства и фактически тоже на внекоммерческой основе: ее убытки по плановым экспортным операциям возмещались за счет средств государственного бюджета.

С наступлением эры колхозного строя начинает распространяться взгляд на колхозы как на "вершину" развития кооперации, к которой эволюционируют все другие, "пpocтeйшиe", виды кооперативов. Старая сельхозкооперация была ликвидирована. Тогда же сложилось устойчивое мнение, поддержанное научной литературой и печатью, что кооперация - нечто сугубо временное, преходящее, выполняющее ограниченные функции, незрелое, отсталое, необобществленное, от которого надо скорее избавляться и которым можно руководить, командуя.

Тем не менее, даже несмотря на такое отношение, до конца 1950-х годов кооперация - потребительская и промысловая, личное подсобное хозяйство, подсобные промыслы - урезанная, деформированная до неузнаваемости, продолжала существовать и в некоторой мере компенсировала постоянный дефицит товаров народного потребления. Особенно велико было её значение в годы Великой Отечественной войны.

14 апреля 1956 года появилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О реорганизации промысловой кооперации". Начался очередной этап ликвидации системы, хотя к тому времени промысловая кооперация несколько окрепла: в ней насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 миллиона человек. Они производили 5,9% валовой продукции промышленности, например, до 40% всей мебели, до 70% всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки. В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два научно-исследовательских института.

В конце 1950-х годов КПСС принимает новую Программу, провозглашающую на ближайшую перспективу единую форму собственности и развитие крупного производства. Было сокращено личное подсобное хозяйство, почти ликвидирован частный скот, укрупнены колхозы. Мелкие предприятия промысловой кооперации не могли вписаться в создаваемую на таких основах производственную структуру, и в середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а ее предприятия передали в ведение государственных органов.

Таким образом, от всей богатой "палитры" дореволюционных кооперативных форм в советское время сохранились только артельные народные промыслы, система потребительской огосударствленной кооперации, жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и садово-дачные товарищества.

Новое возрождение кооперации началось с принятия в 1988 г. закона "О кооперации в СССР", этот нормативный акт положил начало преобразованиям собственности, разгосударствлению экономики, развитию реальных рыночных отношений и частного предпринимательства. О быстром росте кооперации в это время и об эффективности ее работы говорят следующие данные: если на 1 января 1988 г. в СССР действовало 13,9 тыс. кооперативов, то на 1 января 1990 г. их число возросло до 193 тыс. Численность работающих в них за эти два года увеличилась с 156 тыс. человек до 4,9 млн. без учета работающих по договору, а их число составляло 2,9 млн. человек.

Примечательно, что после распада СССР, в самом начале становления новой России, 19 июня 1992 года был принят закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Современное состояние кооперации позволяет сделать вывод о "четвертом кооперативном прорыве", поскольку процесс развития и распространения кооперации перешел на новый уровень. Кооперация снова стала неотъемлемой частью современной экономической системы. Развитие предпринимательства способствовало появлению новых видов кооперации, таких как аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, консорциумы и прочие. Данные формы совместной предпринимательской деятельности позволяют снижать затраты производства и издержки, повышать конкурентоспособность.

Характерно, что все короткие периоды оживления кооперативного движения приходились на время интенсивного развития рыночных отношений в стране, когда правительство создавало благоприятные условия для развития кооперации. По сути, кооперация является некой "лакмусовой бумажкой" характеризующей реальную экономическую свободу простых российских граждан.