Найти в Дзене

Карьера офицера запаса

За пару месяцев до конца службы меня вызвал командир и предложил записаться на курсы офицеров запаса. О существовании таких курсов я раньше даже не знал. По какому принципу набирали народ на эти курсы я так и не узнал. Может быть с подачи командиров, либо по желанию.

Учились мы что-то около месяца. Было четыре группы: механики, связисты, политработники и командиры. В последней группе были представители всех боевых частей, кроме названных. Поэтому никаких лекций по специализации каждой БЧ не было. Были какие-то обзорные лекции о перспективах, возможностях и т.п. флота. Другими словами, в плане профессиональной подготовки это были занятия ни о чём. Мне был понятен какой-то смысл делать офицера из меня. По образованию я был штурманом торгового флота. Штурман он везде штурман, хотя и со своей спецификой. Во время службы я сдал экзамены на допуск к самостоятельному несению вахты в качестве штурмана на МПК (малый противолодочный корабль). Но полноценную вахту мне нести так и не удалось. Два или три раза выходил в море то ли в качестве штурмана, то ли в качестве штурманского электрика. Это были выходы в дозор, когда 10 дней стояли в точке на якоре. Правда место на корабле мне определили тогда в каюте штурмана. В основном подменял где-нибудь штурманских электриков в случае необходимости.

Из моего призыва был на курсах ещё один парень, который тоже сдал экзамены на допуск и два последних года служил механиком на корабле. Специалист был великолепный, его очень не хотели отпускать. Он призывался впритык по возрасту, т.к. работал мотористом на танкере в Новороссийске. Туда же и вернулся после службы. Уже тогда мне был не понятен смысл подготовки таких офицеров. Во-первых, в профессиональном плане эти курсы ничего не давали и за один месяц дать не могли при всём желании. Во-вторых, вероятность того, что на гражданке кто-то из нас будет хотя бы в минимальной степени связан с военной специальностью, была минимальной. У кого и как сложится жизнь предсказать невозможно. В случае со мной так и случилось, ещё за несколько месяце до конца службы дорогу на торговый флот мне закрыли на неизвестно какой срок. Возвращаться туда, чтобы работать на буксире не было смысла.

Надо было что-то делать, определяться чем заниматься после службы, получать какую-то специальность. Ничего конкретного в голову долго не приходило. Вариант получить инженерное образование я исключил сразу: на вступительных экзаменах надо было сдавать математику, физику или химию. Потом еще несколько лет всё это изучать вместе со всякими сопроматами и прочей головной болью. Интереса к этим наукам у меня не было. Конечно, учил когда надо было. Но так, чтобы хорошо сдать экзамен и тут же всё забыть. В общем я принял правильное решение. Через несколько лет это подтвердил мой дед. Произошло это так. Он всю жизнь отработал столяром. Делал всё: мебель, бочки, окна, двери и т.д. Как-то мне вдруг захотелось чему-то научиться деда, всё у него быстро, легко и красиво получалось. Недели две я честно пытался освоить эту науку. Закончилось это тем, что дед сказал:"Это тебе не философией детям головы забивать. Здесь мозги нужны". На этом всё закончилось.

Мне всегда нравилась история, но я понимал, что работу школьного учителя я просто не потяну. Там нужен особый характер, особые способности. К сожалению, таких учителей я встречал единицы. О том, что историки работают не только в школах, я как-то не думал.

Оставалась юриспруденция и журналистика. Как известно, эти две профессии, наряду с проституцией, являются древнейшими. Я в этом уже успел убедиться в том числе на собственном опыте. Дело в том, что все три года службы я был внештатным корреспондентом нашей флотской газеты. Как я туда попал, уже не помню. Нельзя сказать, что я заболел этой профессией. Но меня очень стимулировали гонорары, которые были довольно приличными. Я неплохо научился излагать более-менее связно излагать свои мысли на бумаге. Это мне очень в жизни пригодилось. Думаю, что мало у кого из абитуриентов факультетов журналистики был такой богатый багаж. Но я уже немного соображал как делается советская пресса и особого стремления влиться в эту публику у меня не было. Однажды утром я встретил замначальника политотдела, который неожиданно подозвал меня, пожал руку, очень восторженно отозвался о моей свежей заметке. Я не мог понять о чём идёт речь. В этом номере газеты никаких моих статей не должно было быть. Нашёл я газету и прочитал с каким негодованием я проклинаю предателей и врагов народа Сахарова и Солженицына. Так там всё было красиво написано, что мне даже захотелось узнать кто такие эти Сахаров и Солженицын. На мой вопрос ответственный секретарь газеты, человек постоянно занятый, отмахнулся от меня: "Тебе какая разница? Иди в кассу получи гонорар". Пошёл, получил почти сорок рублей, огромные для меня деньги. Порадовался, но неприятный осадок остался. Кстати, что касается Солженицина, то всё было правильно написано, это я понял через много лет.

Знакомый мичман заочно учился в институте. Однажды у него я увидел учебник по философии под редакцией Константинова. Это был основной учебник для студентов ВУЗов. Я тогда ещё не знал, что хуже учебника у нас просто не существовало. Как он стал основным для студентов я до сих пор не понимаю. Ничего кроме паники у студентов он не вызывал. А если еще и преподаватель попадался неадекватный (а такие среди философов встречались часто), то изучение философии становилось изощрённой пыткой.

Я полистал этот учебник, попытался читать, ни слова не понял и решил что это как раз именно то, что мне нужно. Объяснить я это не могу. Потом я узнал, что туда не надо сдавать математику. И выбор был сделан.

Сразу после службы сдал документы, экзамены (это очень увлекательная история). Поступил и даже с первого раза, несмотря на огромный конкурс.

А с 1 сентября начались разочарования. На второй паре в аудиторию зашёл дедушка, которому было уже, как мы потом узнали, за 80. Представился и сказал, что он нам будет читать высшую математику в течение года и нам предстоит сдать два экзамена. В аудитории нервный смех, кто-то сказал что-то типа "дедушка, вы не туда попали, мы философы" . На что он ответил, что он знает кто мы есть, поскольку преподаёт на нашем факультете больше 40 лет.

Через день появляется еще один педагог, который начал читать нам "Физиологию высшей нервной деятельности". Хорошо, что только один семестр. Потом еще один дядя с кафедры физики начал читать нам "Философские проблемы естествознания". Читал он нам какую-то физику, о философских проблемах не сказал ни слова. Либо не знал, либо не заморачивался. Я думаю, что там было и первое и второе.

На вопрос "зачем нам всё это?" ответ мы так и не получили. Зато во втором семестре у нас появился очень интересный и нужный предмет - "Патопсихология". На лекции мы ездили в психиатрическую больницу. Там была кафедра мединститута , читал нам профессор-врач. Думаю, что целью этого курса было показать что ждёт некоторых из нас. Время от времени туда попадал кто-нибудь из студентов нашего факультета. И не только нашего. Кто-то возвращался и доучивался, кто-то исчезал. Вывод из увиденного и прослушанного был такой- не переучиваться, лучше закончить университет с синим дипломом и красной мордой, чем наоборот.

Показывали нам разных больных, заглядывали через окошко в двери в палату с буйным, привязанным к кровати. Но в основном мы общались с теми, кто попал туда на почве излишней любви к науке. Среди них были действительно уникальные личности, обладающие феноменальной памятью и способностями. Запомнился парень лет 30-ти, интересный собеседник, который цитировал со всеми знаками препинания по нашему выбору десятки страниц "Науки логики" Гегеля. Можно было только позавидовать ему, если бы не его утверждение, что эту книгу написал он, а Гегель это его псевдоним.

В общем, грань между нормальным и ненормальным человеком очень тонкая и даже условная. Всё в руках того, как то ставит диагноз. Человек, который критиковал Советскую власть или хотел выехать из страны по определению не мог быть нормальным и его место было в психушке. А Пушкин был нормальным человеком? Если да, то любой другой нормальный человек должен писать такие же стихи. А если не нормальный? И т.д.

Я снова далеко ушёл темы рассказа. В жизни всё происходит не совсем так, как человек планирует и предполагает. И с этим приходится считаться. Я с этим постоянно сталкивался и часто не мог ответить на вопрос "где логика, почему приходится делать то, от чего никакой пользы нет. Об этом я и буду дальше писать.

Я знал, что время от времени офицеров запаса призывают на переподготовку. В общем то так оно и было. Примерно через полтора месяца меня вызвали в военкомат и вручили военный билет офицера запаса в звании младшего лейтенанта. Уже в первую зимнюю сессию меня неожиданно вызывают в военкомат и отправляют на месяц на переподготовку. Но не на флот, а по месту жительства в одном из военных училищ. Собрали человек 50-60 самого разного возраста и всех военных специальностей, включая политработников. Общим было только то, что все были надводники. И снова лекции ни о чём. Запомнился только довольно молодой капитан 2 ранга с Северного флота, который в течение месяца нам рассказывал об устройстве подводной лодки. Тем и запомнился, что мы так и не поняли, зачем это нужно нам. Ещё один капитан 1 ранга учил нас действиям при прямом попадании в корабль ядерной боеголовки. В последний день учёбы нас погрузили в автобусы и повезли на стрельбище в какую-то воинскую часть. Там я впервые увидел как солдаты учились стрелять по мишени из гранатомёта.

Нам выдали несколько автоматов и по 10 патронов каждому. Командовали майор и капитан. Нужно было стрелять с положения лёжа по мишеням на расстоянии 200 метров. При попадании мишень должна была упасть. Я из автомата стрелял в первый и последний раз, да и мишень было жалко портить. Такими же жалостливыми оказались почти все остальные. Упали только две мишени. Не исключено, что от ветра. Потом выдали по обойме патронов для пистолета. Стреляли с 10 метров по бумажной мишени. Её я тоже не захотел портить. Судя по кривым ухмылкам майора и капитана, можно было всем стрелять по одной мишени, а потом её использовать повторно.

Обратно приехали уже затемно. Нам выдали какие-то оправдательные бумажки для предоставления по месту работы или учёбы. В процессе учёбы у нас сложилась небольшая компания 8-10 человек. Верховодили в ней начальник крупного автотранспортного предприятия и его заместитель по снабжению. Они организовали для нас ночной выезд на природу. Ехали на специально оборудованном для этих целей автобусе. Сзади были убраны несколько рядов кресел, стоял большой мангал, раскладной стол, много дров и всё, что требуется для серьёзного мероприятия. Остановились на опушке какого-то леса, причём площадка была очищена он снега. Праздник продолжался часа 3-4, несмотря на мороз не менее 20 градусов. Но настоящим морякам-офицерам морозы нипочём, особенно когда шашлык и немеряное количество водки. Потом всех развели по домам. По дороге мы узнали, что автобус был двойного назначения: в свободное от шашлыков время он возил покойников.

Так завершилась моя первая переподготовка. Ровно через месяц меня снова вызывают в 3 отделение военкомата. Неужели снова переподготовка? Нет, всё было проще. У меня взяли военный билет, минут через двадцать вышел какой-то майор и поздравил меня с присвоением звания лейтенанта.

В декабре того же года меня снова вызвали в военкомат, откуда я вышел уже в звании старшего лейтенанта. И вот тут-то голова моя "поехала". Сделать такую карьеру за полтора года !!!....... По совпадению примерно в те же дни мне удалось прочитать самиздатовскую рукопись книги Булгакова "Собачье сердце". Вероятно на меня сильно повлияли мысли Шарика когда он попал к профессору Преображенскому. А ведь и правда, с чего бы это такой рост в званиях? Значит, что-то во мне есть? А может какая-нибудь моя пра-пра-прабабушка согрешила с адмиралом Ушаковым или Нахимовым? Может и во мне кто-то увидел задатки великого флотоводца? Не трудно было посчитать что к 30 годам я стану контр-адмиралом. А к 35? Даже подумать страшно.

Но что-то пошло не так, произошёл какой-то сбой там где эти звания присваивают. Очередное и последнее в карьере звание капитан-лейтенант я получил только через 8 лет. А жаль.....

Случились у меня ещё две двухнедельные переподготовки. Предшествовала им солидная медкомиссия в военкомате. Потом собрали нас человек 300 в кинозале ДК и читали снова лекции ни о чём, приехавшие с Балтики офицеры. Я с трудом высиживал первый день и потом уже там не появлялся. И не я один.

Я не случайно так подробно обо всём рассказываю. Представьте себе ситуацию. На нас вероломно нападает, например, княжество Лихтенштейн. Офицеры запаса срочно пополняют флот. Меня назначают командиром БЧ1 авианесущего крейсера, бывшие трактористы, штукатуры, несчастные биологи и физики, таксисты и токари занимают такие же должности в других боевых частях. Сантехник становится замполитом, бывший солдат, который когда-то заносил хвосты самолётов, садится в кабину палубного истребителя. Да мы это княжество разнесём на куски мигом, вместе со всеми другими странами.

Тем более, думать на корабле сейчас не надо. Везде компьютеры, нажимай только кнопки. "Ну-ка, Алиса, сделай-ка мне прокладочку куда-нибудь в Смоленск и пришвартуй кораблик кормой прямо к городской администрации". Сделает за несколько секунд, пришвартует и даже трап спустит. А ещё по пути перейдет на "самый малый" и проведёт вплотную к берегу где-нибудь в районе женского нудистского пляжа. Алиса всё умеет!

Вряд-ли что-то подобное возможно а авиации. Да и на подводные лодки таких офицеров вряд-ли пошлют, там требования совсем другие. Хотя.....

Ну а если серьёзно - какой смысл был во всей этой затее с офицерами запаса на флоте? Я понимаю, если бы призывали выпускников средних мореходок на срочную службу по профилю и все три года в дни занятий по специальности их целенаправленно учили по программам военной кафедры ВУЗов. И принимали бы экзамены, и выдавали бы соответствующий документ. А потом хотя бы раз в 5 лет отправляли на переподготовку на корабли, где они могли бы изучать что-то новое.

Честно говоря, я не знаю, существует ли сейчас такая практика. Маловероятно, учитывая что служат сейчас год. Конечно, за год можно научить матроса драить палубу и гальюн, стоять вахту у трапа. Ну, и конечно, продувать от пыли и мошек макароны на камбузе, затачивать напильником лапы якоря, бегать с ведром в машинное отделение за паром, компрессией и прочим необходимым премудростям. Что ещё?.....

Вчера я закончил писать это произведение и даже запустил его на просторы интернета. А сегодня вдруг подумал вот о чём.

Ну а вдруг и правда случилась бы беда и нас призвали бы на корабли? Я не знаю, как долго мы бы осваивали новую технику и компьютеры. Но, думаю, разобрались бы. А если случится, что в какой-то момент компьютеры прекратят работу, что совсем не исключено и надо будет воевать дедовскими методами? Я знаю, что Алиса из Яндекса мне в помощники не нужна, определиться в море я смогу любым дедовским способом, хотя на корабле уже не был 50 лет, привести корабль куда надо и не посадить его на мель я тоже смогу. Другие, надеюсь, тоже смогут тряхнуть стариной.

А вот пару лет назад мне довелось пообщаться с юным выпускником-лейтенантом, который направлялся защищать Россию на Черноморский флот. На мои вопросы он реагировал примерно так: да вы что? Сейчас всё другое, новейшие технологии, тройные защиты, искусственный интеллект и пр. Ну а когда я начал спрашивать о том, что он будет делать без этих технологий и интеллекта, он как-то заметно поутих. "Мы учили...на практике проходили... сдавали экзамены". Вот только никакой уверенности в его словах уже не было. Совсем не было.....