Продолжение. У финского танго глубокие эмоции.
Из неоконченной повести о Лили.
Седьмого марта мужская половина ансамбля устроили девочкам праздник. Купили пирожные, лимонад, три бутылки шампанского. Уговорили Тамару, что выпьют «чисто символически». В ансамбле, кроме Лили и Оксаны были еще две девочки - школьницы, из-за них то руководительница и противилась тому, что на столе будут алкогольные напитки. Но, остальной то состав - студенты и работающие уже, молодые люди - все совершеннолетние. Что же, "из-за трёх малолеток", всему составу теперь не пригубить шампанского?!
Ребята подарили девушкам цветы. Еще каждый своей партнерше, отдельно, маленький подарочек, и Тамаре, вскладчину. Девушки совсем недавно тоже одаривали своих партнёров на 23 февраля, но особенно не ломали себе голову над выбором подарков, купили всем одинаковые стальные запонки под серебро. В ту пору каждый советский мужчина имел запонки, и не по одной паре. А парни из ансамбля - они в брюках и белых рубашках, в их арсенале имеются и галстуки, и булавки для них, и бабочки под воротник, и запонки.
Миша преподнес Лиле гребень из слоновой кости. Он, как партнер знал ее проблему: волосы у Лили были длинные, мягкие и непослушные, рассыпались, как бы она их не укладывала. Закалывала, выливала на них много лака перед выступлением. Дешевые заколки плохо держали, ломались. Гребень тоже был больше украшением – длинные зубцы и ажурный венчик. Но, если стянуть волосы резинкой, закрутить пучок на макушке, заколоть шпильками, потом закрепить причёску лаком и, как вишенку на торт, воткнуть этот гребень, - тогда должно быть отлично. Лиле очень понравился подарок.
Как проходят праздники в других коллективах: посидят, выпьют шампанского, поедят, потанцуют. А у танцоров? Просто топтаться под музыку они не могут.
Разыграли бал, пары перетасовали и вальсировали с разными партнёрами. Ребята, как в оперетте «Веселая вдова», покружили по кругу Тамару. Она раскраснелась от удовольствия, внимания, глаза её сверкали сумасшедшинкой. Она была шикарна в этот день, и помолодела лет на десять.
Потом весело, всем составом, дурачились в танго, маневрируя на паркете, но всё равно, иногда сталкиваясь парами. Солисты ансамбля, Аркадий и Наташа, артистично и шутливо сымпровизировали Пасодобль. В конце танца, Наташа поставила свою точёную ножку на грудь "побеждённого быка". Ах, какая она была красотка!
Лиля завидовала и любовалась: настолько легко они исполняют сложные элементы, что берутся уже и играть.
Дело в том, что самыми сложными для Лили танцами, были Танго и Пасодобль. Технически все получалось, но никак не удавалось ей дать нужную экспрессию, страсть, темперамент в Пасодобле, а в Танго чувственность, ... скорей всего, она еще тогда просто не доросла.
"Танго - это четыре ноги, две головы и одно сердце", - как сказал один великий танцор.
В танго всегда трудней партнеру, ему нужно думать и вести девушку так, чтобы не уронить, не задеть другие пары, и, слушая музыку, красиво танцевать вместе с ней, как одно целое. Это непросто.
В этом танце всегда подразумевается близкое объятие, тесный контакт, нужно расслабиться, довериться, и следовать за партнером. К тому же, чтобы танцевать танго, нужно иметь какой-то жизненный опыт: в любви, страданиях. Уметь ценить каждое счастливое мгновение. А Лиля была еще так неопытна, напряжена, и от этого, после танго у неё болели спина, шея, плечи.
У Анджелины Джоли в фильме "Мистер и Миссис Смит", в сцене, где Бред Пит танцует с Анджелиной, кажется, что у неё ужасно натянута спина. Но все же, не это главное, потому что, танец они исполнили чувственно.
Под одну и ту же мелодию, даже с одним и тем же партнером можно "прожить": и любовь, и расставание, и похулиганить, прожить горе и радость, и влюбиться, и страдать. Танго каждый раз может быть разным, с оттенками разных чувств.
Лиля мечтала, чтобы однажды её пригласил на Танго взрослый мужчина, как в фильме "Запах женщины". Когда и страшно, "в танго не бывает ошибок, ошибаешься, - сделай вид, что так и надо, и танцуй дальше", и волнительно, героиня вначале была, как деревянная, двигалась неумело, он даже её встряхнул, как плащ после дождя, для того, чтобы она расслабилась, и сбросила всю неуверенность. И постепенно она так доверилась ему, слепому, но такому чувственному, забыла обо всех своих зажимах, и получила огромное счастье, проживая этот танец.
Хороший получился праздник!
На репетициях идёт оттачивание техники, элементов и связок. А тут была свобода импровизации, и каждый показал, чем владеет. Наверно, Тамара многое отметила для себя. И потом выдаст своё резюме. Это было интригующе.
С удовольствием потом вывалили всем составом на улицу, на свежий воздух. Прошлись немного вместе по бульвару, и стали расходиться кто куда. Миша хотел было проводить Лилю, как никак, женский праздник. Но она попросила его не беспокоиться, сказала, что они с Ксюшей благополучно доедут сами, было ещё не так уж и поздно.
Ксюшин партнер, Сергей, проживал в другом районе, ему самому было далеко добираться, он никогда не предлагал ее проводить, да и вообще не был таким внимательным, как Михаил.
«Завтра выходной день. Свобода!» - подумала Лиля с радостью.
Дома она поставила нераспустившиеся еще, с плотными бутонами, мини-тюльпаны в вазу. Екатерина Ивановна порадовалась живым цветам, хотя они выглядели, как пластмассовые и не имели запаха.
Лиля навела себе ванну с пеной из шампуня «Расса». Тогда были два особо распространенных шампуня: «Расса» и «Селена». Налила в колпачок шампунь и подставила под струю воды из-под крана, вода в ванной покрылась пышной пеной. С удовольствием погрузилась в теплую пенную воду.
Когда Лиля вышла из ванной, с тюрбаном полотенца на голове. Костик, как обычно, встретил сестру словами:
- О! Сеньора - помидора!
Как она тогда любила братика. Это был ласковый, обаятельный малыш, с ясными глазенками. Она называла его Котиком. Тискала, щекотала пузико и целовала его нежные щечки. Ей нравилось за ним ухаживать: выкупать, почистить ушки, подстричь ноготки, нарядить его.
Этот счастливый день заканчивался. А завтра праздник у девчат.
* * *
Через годы Лилия поняла, что ей ближе по духу и темпераменту подходило финское танго, где нет этих резких поворотов головы, как в аргентинском, или традиционном, бальном. Когда можно соприкоснуться лбами, висками с партнером, и только слушать и наслаждаться, можно даже закрыть глаза, и грустить и тосковать по любимому, вспоминать, ностальгировать, и кружить так самозабвенно, щека к щеке. Финское танго всегда в миноре и более глубокое, чем другие. В нём много любви.
"Простой танец. Любой пьяный мужчина может танцевать танго. Чем он пьянее, тем медленнее танцует. Все медленнее и медленнее. Он держится крепко и делает два шага. Очень медленно. В Аргентине танго – это шоу, искусство. У финского танго более глубокие эмоции. Два человека танцуют друг с другом, друг для друга. Половина финских браков решается на танцполе. Во время танго. Потому что, танцуя танго, вы чувствуете, сможете вы жить с этим человеком или нет". - Говорит Аки Каурисмяки, финский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, а так же, владелец танцевального павильона при отеле в Карккиле, расположенного посреди леса в часе езды от Хельсинки. С начала июня до конца сентября здесь танцуют каждый второй вечер пятницы. -
Фото с Pixabay.
Из неоконченной повести о Лили:
Вчера мы встретились; - она остановилась.
Когда заела рутина. Способ не провалиться в депрессию.