2,6K подписчиков

Рецензия на альбом Earl Sweatshirt «SICK!»

Ответ на проблемы окружающей действительности от экспериментатора абстрактного хип-хопа.

Ответ на проблемы окружающей действительности от экспериментатора абстрактного хип-хопа.

Славящийся простым отношением к музыкальной карьере Earl Sweatshirt в каждом новом релизе традиционно уделяет основное внимание экспериментам. Несмотря на сознательное пребывание в андеграунде, он может составить конкуренцию многим мейнстримным артистам. Прорывной дебютный микстейп Earl и участие в коллективе Тайлера Odd Future помогли юному Эрлу привлечь огромное внимание и заслужить признание критиков. В 2012 году он претендовал на попадание в список фрэшменов издания XXL, но уступил его Iggy Azalea. Через год успех новичка закрепил студийник Doris, собравший звездный список гостей, в числе которых были Frank Ocean, Vince Staples, Mac Miller, лидер Wu-Tang Clan RZA и другие артисты.

Со временем Эрл перешел к более абстрактной музыке. Результатом трансформации рэпера стал альтернативный релиз I Don't Like Shit, I Don't Go Outside, показавший оборотную сторону его творчества. Более личный и честный по сравнению с Doris альбом стал переломным моментом в карьере Свэтшота.

В последние годы Earl Sweatshirt стал уделять больше времени развитию собственного лейбла Tan Cressida Records. В 2020 году к лейблу присоединился малоизвестный продюсер Black Noi$e, участвовавший в работе над новым проектом Эрла. Вместе с ним несколько песен продюсировал The Alchemist — давний друг рэпера и один из самых уважаемых и известных продюсеров в индустрии. Говоря о совместной работе с ним, артист признавался, что впервые за долгое время почувствовал себя комфортно именно на студии «Алхимика».

Earl Sweatshirt с The Alchemist
Earl Sweatshirt с The Alchemist

Новый альбом является идейным продолжением прошлого проекта Earl Sweatshirt FEET OF CLAY, но его звучание заметно упростилось. SICK! все еще фокусируется на личном опыте Эрла и развивает темы, поднятые в прошлом релизе (в числе которых семья и карьера рэпера). В новом релизе артист также возвращается к своему старому стилю. Атмосфера пластинки должна напомнить слушателям о ранней музыке рэпера, которая звучала приземленнее, чем его следующие проекты. В SICK! Эрл старательно выстраивает мост между своим старым творчеством и текущими событиями. При этом рэпер не забывает об узнаваемом звучании, которое может показаться излишне психоделичным только тем, кто не знаком с его музыкой.

Перед подготовкой студийника рэпер признался, что планировал назвать альбом по-другому и хотел сфокусироваться на собственных детских воспоминаниях и наставлениях матери. Работа должна была получить название «The People Could Fly», отсылая к одноименному сборнику сказок Вирджинии Гамильтон (известная в США писательница и автор детских книг). Но пандемия и повсеместные локдауны изменили планы артиста и вынудили Свэтшота облегчить повествование, не жертвуя при этом его качеством.

Тем не менее, связь релиза с его идейным вдохновителем прослеживается как в обложке (показывающей элементы быта африканских племен), так и в текстах песен. Многие из них («Sick», «Vision», «Lye», «Lobby (int)», «God Laughs») включают скиты и отсылки к нигерийским и афроамериканским культурам, а также произведениям Гамильтон.

Мы получили сборник разношерстных, но не теряющих фирменное звучание треков с элементами музыки Эрла прошлых лет. Открывающая «Old Friend» является своеобразным вводным спокен-вордом от Эрла и посвящена событиям, связанным с коронавирусом. «Я заполняю пустоту ручкой, но чувствую страх, он пронзает меня», — признается артист в песне. Следующая «2010» имеет более привычное для раннего творчества рэпера звучание и вышла еще в ноябре, выступив в роли промо-сингла. В ретроспективной композиции рэпер оглядывается назад, чтобы оценить пройденный путь, который сопровождался постоянной демонстрацией его таланта. «[Мне] предстоит пройти многое, но мы уже продвинулись далеко. История осталась той же, она никогда не была выдумкой», — говорит Свэтшот, указывая на подлинность каждой своей строчки.

Название трека — это год выпуска дебютного микстейпа Earl, ставшего для артиста прорывным. Это одна из трех (наряду с «Titanic» и «Fire in the Hole») работ, полностью спродюсированных Black Noi$e. В минималистичном экранизации трека Эрл растворяется в окружающей природе и обращается к образу влекущей его луны.

Среди ключевых тем, которые Вирджиния Гамильтон затрагивала в своих книгах, было рабство. Так, в одном из рассказов она освещает историю рабов, освободившихся с помощью магии. Прямая отсылка к этому есть в песне «Vision» — во вступлении и завершающей вставке. Они построены вокруг отрывков пьесы 1975 года «Black Fairy», посвященной важности своевременного самосознания внутри черной культуры. Объединив усилия со своим частым коллаборатором Zelooperz, Эрл транслирует осознанный взгляд на новую реальность и происходящие в мире события. Артисты поднимают темы возросшей безработицы, наркотической зависимости и насилия. Их обеспокоенность чувствуется и через сбивчивый ритм исполнения — реперы то замедляются, то резко ускоряются.

Следующая «Tabula Rasa» интересен органичным сочетанием наработок Эрла с материалом E L U C I D и billy woods — членов хип-хоп дуэта Armand Hammer. Строчки рэперов перетекают одна в другую, не сбавляя градус напряженности повествования, сфокусированного вокруг афроамериканского активизма. Так, billy woods обращается к фигурам бывшего генсека ООН Кофи Аннан и нигерийского драматурга Воле Шойинки (в 1986-м стал первым африканцем, получившим Нобелевскую премию по литературе). Поддерживая коллег, Эрл возвращает повествование на улицы, критикуя излишнюю агрессию и явление «Black-on-Black crimes» (фактически, братоубийство). Об этом говорит и куплет E L U C I D, где тот рассуждает о хип-хоп культуре, которой стали присущи излишние напыщенность и отображение насилия. Название «Tabula Rasa» отсылает к латинскому крылатому выражению, которое буквально означает чистую восковую дощечку для письма. Фраза используется для обозначения чистоты только родившегося человека, знания которого складываются только из опыта чувственного познания мира.

Ответ на проблемы окружающей действительности от экспериментатора абстрактного хип-хопа.-3

Заключительные ноты «Tabula Rasa» органично вливаются в открывающийся бит торжественного «Lye», спродюсированного The Alchemist. Название и лирика композиции сопоставляют акт выпрямления волос (популярным среди афроамериканцев, старавшихся избавиться от курчавости) с насильственным сокрытием личности. В песне Эрл подчеркивает, что работает над собственными недостатками и больше не желает скрывать их за маской фальши. В аутро работа отсылает к выдержке из автобиографии Малкольма Икса, в которой тот рассказывал о своем опыте выпрямления волос с помощью щелока.

Следующие «Lobby (int)» и «Titanic» разделены будто специально помещенной между ними «God Laughs». В лоу-файной композиции Эрл обращается к Богу и просит указать ему путь. При этом рэпер использует уже привычные для него метафоры и детально описывает неприятности, в которые попадает. С помощью таких музыкальных тем рэпер следует по стопам родителей — видных политических и гражданских активистов, сфокусированных на проблемах равенства и защите прав темнокожего населения.

Затухающий ближе к концу «Fire in the Hole» минорный инструментал и расслабленное повествование сочетаются с очередным рассказом о путешествии артиста к самопровозглашенной высшей цели. «Внимайте, мы дали клятву мечу. Щит потрескался, но так и не сломался», — говорит Эрл, заявляя о приверженности своим убеждениям и отсылая к средневековым рыцарским похождениям.

Ответ на проблемы окружающей действительности от экспериментатора абстрактного хип-хопа.-4

Earl Sweatshirt не только остается верен собственному звучанию, но и старается модернизировать его, используя наработки коллег, именитых продюсеров и битмейкеров-новичков. Повествование Эрла всегда отличалось проникновенностью и насыщенностью. Теперь же, соединившись с его стремлением к активизму, оно вышло на качественно новый уровень. Альбом транслирует текущее эмоциональное состояние артиста, ставя своей целью показать именно чувственный аспект его деятельности. Мысли рэпера, навеянные событиями последних лет, переплетаются с великолепным продакшеном от The Alchemist и Black Noi$e. Симбиоз мелодий и тревожной лирики усиливает эффект пластинки, созданной в качестве ответа на проблемы окружающей действительности.

Релизы рэпера привлекают внимание аудитории далеко за пределами родного континента Эрла. Крепкая связь русскоязычных фанатов с музыкой артиста имеет ту же природу, что и признание зарубежной аудитории. Их привлекает темная атмосфера, которую Эрл создает при помощи инструменталов, его необычный стиль исполнения и лирика. Артист не привык выпускать слишком простые в плане текстов композиции и всегда насыщает и без того детальное повествование отсылками и обстоятельными панчами.

SICK! — это отличный переходный проект, который сможет подогреть интерес истосковавшейся по новой музыке Эрла аудитории и позволит ему не потерять былые позиции. Заработанные с помощью серии громких релизов, теперь они закреплены интересным небольшим альбомом, главная цель которого — показать взгляд рэпера на волнующие его темы расовой нетерпимости, преступности и самореализации.

Рейтинг Karmapolitan - 8