Найти тему
Бодрова Яна

«Красота» с точки зрения психологии

Красота – это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; всё красивое, прекрасное. Во все времена и во всех сообществах придавалась особая ценность красоте. Ученые различных областей пытались дать определение, выделить факторы и характеристики для оценки красоты, создавали «красивые» портреты и скульптуры, описывали красивых людей в литературе. Чаще всего, говоря о человеке, то красота рассматривалась как характеристика описания женщины, реже мужчины. 

Глава 1: Понятие красоты в разных науках

В различных философских, культурологических, эстетических, антропологических, лингвистических, социологических и психологических работах приводится ряд понятий, приравниваемых к «красоте», либо используемых для определения красоты. В жизни мы на ряду с «красивым», используем такие прилагательные как: великолепный, очаровательный, привлекательный, прелестный, обаятельный и другие. Проблема красоты и внешней привлекательности может изменяться в зависимости от контекста и той области науки. 

Философия и эстетика

В философии и эстетике рассматривается такая категория, как «эстетический идеал», т. е. образ некой красоты существует в сознании человека и является высшим субъективным критерием эстетического отношения ко всем проявлениям реальности. К философско-эстетическим понятиям также относят такие категории, как: прекрасное, изящное, а также гармонию. Говоря о родственных категориях, следует указать, что древнегреческая «теория красоты» была связана с понятиями ритма, симметрии, гармонии частей; то есть, с общей формулой «единства в разнообразии». Калокагатия (философия) (греч. прекрасный и добрый) – древнегреческая идея воспитания человека, сочетающего в себе совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада, единство Красоты и Доброты, это так же идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство. Красивое, с позиции эстетики – является разновидностью прекрасного, определяющая красоту внешнего облика. 

Культурология и искусствоведение

В культурологии и искусствоведении красота соотносится с такими терминами как «канон», «золотое сечение», «пропорции», «симметрия», которые относятся в большей степени к телосложению и не затрагивают личностные и индивидуальные характеристики. Многие авторы, затрагивая проблемы красоты, ссылаются на художественную литературу как пример описания красоты и уродства человеческого тела и души. Также существуют работы, посвященные сравнительному анализу слово «красота» в различных языках и культурах. Противопоставлением классической литературе выступает фольклор, который представляет собой «массовое творчество». Одна из основных особенностей фольклора заключается в его вариативности. Устная форма усвоения и передачи информации произведений делала их открытыми для изменений. Таким образом, фольклор является «философским и нравственным искусством по своей природе, так как в нем запечатлен многовековой опыт человеческого коллектива.

Психология

С точки зрения психологического анализа проблему красоты можно отчасти рассматривать через такие категории как «обаяние», «привлекательность». В современной российской психологии складывается отличная от западной феноменология «красоты» и «привлекательности». В работах В. А. Лабунской рассматриваются особенности восприятия экспрессивного поведения человека, описываются особенности представлений о внешнем облике, как «Я для себя» и «Я для другого», что отражает общую тенденцию к изучению феномена красоты (привлекательности) через категорию внешнего облика. Однако, как показывают другие работы, в представлениях о красоте человека находятся не только описания внешнего облика, но и социально-психологические характеристики «внутренней красоты», красоты человека, что возвращает нас к работам по философии и эстетики. Красота в представлениях россиян оказывается категорией близкой к калокагатии – из древнегреческих трактатов. Таким образом, наряду с эстетическим понятием красоты (как набора физических параметров), существует этический аспект, который описывает красоту, как набор личностных качеств («красота души»), как некий нравственный идеал, как одобрительная оценка «поступков и отношений». Кроме того образ красивого человека обладает динамичным характером, изменяясь в зависимости как от исторических эпох, так и от культурных традиций, он претерпевает порой значительные изменения. Из своих наблюдений мы можем сделать вывод о том, что представление о красоте складывается примерно к пятилетнему возрасту. Именно в это время ребёнок учится сравнивать себя со сверстниками, а также наблюдает за внешним обликом окружающих его людей (родителей, родственников, друзей семьи и ближайшим окружением). Грубо говоря, когда человек смотрит на что-то приятое для него— нейропроцессы мозга в это время происходят с разной интенсивностью, но по аналогичным схемам.

Д. В. ПОГОНЦЕВА кандидат психологических наук, преподаватель кафедры социальной психологии Южного федерального университета. В результате ее исследования в работе «Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений» она выявила социально-психологический статус красивой женщины. В ходе анализа полученных результатов нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина в возрасте от 18,7 до 55,6 лет. Большинство (75 %) считают, что у красивой женщины должно быть высшее образование, 10 % — «незаконченное высшее», остальные варианты ответов (неполное среднее, среднее общее, среднее техническое, среднее специальное) указали от 1 % до 4 % участников исследования.

В ходе анализа представлений о семейном положении красивой женщины нами были получены следующие результаты: 72 % респондентов указали, что данная характеристика не имеет значения при оценке женщины как «красивой», 15 % считают, что красивая женщина — замужняя, 12 % — что у красивой женщины есть друг/жених, и 1 % выбрал характеристику «одинокая». Эти данные о семейном положении красивой женщины перекликаются с данными о наличии у нее ребенка. Так, 71 % указал, что данный показатель «не имеет значения», 3 % — что у красивой женщины не может быть детей, 8 % — что у красивой женщины есть один ребенок и 17 % — что у красивой женщины двое или более детей. Таким образом, в представлениях о социально-психологическом статусе красивой женщины однозначными являются только те характеристики, которые свидетельствуют о ее психологическом состоянии, переживаниях (счастливая, переживает по поводу своего внешнего облика) и отношении со стороны других (завидуют).

Смолова Лидия Владимировна в своей работе «СМЫСЛ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА: ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «КРАСОТА» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ» рассматривает содержательное наполнение феномена красота как междисциплинарной категории и как психологического феномена. На основании собственного консультативного она назвала несколько областей, на которые стоит обратить внимание при обсуждении данной темы.

Чувство красоты. Чувство — эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение человека к реальным или абстрактным объектам. Что клиент чувствует, когда видит что-то красивое (предмет, объект, ситуацию)? Как это отзывается в его теле? Насколько ясен для клиента язык его тела, насколько он находится в контакте с ним, умеет его слушать? Насколько развита способность сопереживания прекрасному? Клиент не всегда обладает способностью увидеть, воспринять красоту, которая уже есть (красота человека рядом, красота мира, своя собственная красота), из-за недостаточно развитой чувствительности к ней. Осмысление чувств помогает клиенту быть в контакте с собой, более внимательным, дифференцированным к любым категориям и, конечно же, к красоте.

При обсуждении этой темы консультант может обратиться к тому, что воспитание эстетических

чувств — навык восприимчивости, который необходимо развивать. В некоторых культурах формированию этой способности уделяется очень большое внимание. Ведь если он будет воспитан, красота может стать самым настоящим ресурсом — потенциалом (далеко не всегда осознаваемым человеком), который может помочь решить проблему, является опорой в жизни вообще и трудной жизненной ситуации в частности.

Вспомним опыт В. Франкла, который описывает примеры, когда люди даже в концентрационном лагере в условиях угрозы жизни оказывались способны видеть красоту и наслаждаться ею. Красота меняет человека, гармонизируя и упорядочивая его, обращает к другим реалиям жизни. Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту раскрыть способности чувствования красоты.

Мысли о красоте. Мысль — основная единица, «молекула» мышления, умение синтезировать информацию (извне) и знания (из собственного опыта) и выразиться этим вовне. Мысль — всегда уникальное и неповторимое явление.

Что думает клиент о красоте? Создано ли представление о красоте самостоятельно? И если да — что конкретно для клиента означает это явление? Насколько рациональны или иррациональны мысли о красоте? Если нет — откуда это представление заимствовано (из социума, от значимых людей и т. д.)? Насколько клиент находится под воздействием влияния культурных ценностей, социальных стандартов, мнений и установок отдельных лиц его окружения? Насколько он подвержен влиянию моды, рекламы? Подобные вопросы помогают выявить степень самостоятельности клиента в суждениях о красоте. Кроме того, нельзя не сказать и о качестве этих суждений. Некоторые установки могут звучать так: «Красота — залог семейного счастья: подурнеешь — останешься одна, поэтому надо все время быть на высоте. Только красивые люди добиваются успеха. Я сам себя не люблю: слишком много морщин — я считаю себя некрасивым. Если у меня недостаточно красивая фигура, меня никогда не возьмут на приличную работу». Как мы видим, в иррациональных установках может проявиться отношение клиента к другим и к себе. Тема красоты имеет непосредственное отношение к его самооценке, принятию себя; непринятие себя на внешнем физическом уровне связано с непринятием на внутреннем психологическом уровне. Выявление иррациональных установок и работа с ними могут помочь клиенту увидеть причины такого отношения к себе, потребности, которые стоят за ним.

Смысл красоты. Смысл (в данном контексте) — значение, которое имеет то или иное явление.

Красота для клиента: средство или цель? Если средство — для какой цели? Если цель — то зачем она нужна? Какие потребности она призвана удовлетворить? Чего на самом деле хочет клиент, когда желает быть красивым? Нередко проблема заключается в недостаточной осознанности клиентом своих потребностей, стоящих за красотой. Часто это потребности в любви, признании, самовыражении, уважении, принадлежности к группе, получении социальной позиции или статуса, принятия себя, повышения самооценки и т. д.

Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту увидеть связь красоты с различными категориями, выявить потребности, которые призвана разрешить красота, прояснить ее смысл, расширив таким образом его мировоззрение.

Суть красоты. Суть — краткое точечное определение, что есть что и кто есть кто. Что такое красота для клиента? Что он вкладывает в это понятие? Как он знает, что некое явление (предмет, объект) красиво, а некое — нет? Опираясь на какие критерии, он делает этот вывод? Желание быть красивым — естественная потребность человека. Однако нередко клиент осознанно или неосознанно называет красотой то, что ею в действительности не является. При обсуждении сути красоты следует обратить внимание на возможные искажения или подмены. Такое случается и с другими понятиями, когда, например, клиент называет месть справедливостью; любовь подменяет заботой, терпением или принуждением; счастье — властью, материальным благополучием или чувством принадлежности к определенному сообществу, и т. д. Красота может отождествляться с украшательством, копированием образцов чужого поведения, быть спутанной с модными тенденциями, сиюминутными желаниями или сужается до какого-либо его свойства (большая грудь, пухлые губы, длинные ноги, отсутствие морщин, яркая татуировка и т. д.). Пропорции, гармония, симметрия, естественность оказываются осознанно или бессознательно искажены, или человек выбирает элементы не человеческой, а скорее животной природы. И тем не менее с точки зрения клиента это может считаться красивым.

Речь вовсе не идет об активном вмешательстве во взгляды клиента без его желания. Возможными действиями психолога будет прояснение картины мира и позиции; помощь в осмыслении красоты как ценности и ее соотношения с другими ценностями, по возможности - увеличение масштаба его мышления. Обсуждение темы красоты нередко обнаруживает расхождения мировоззрения клиента и дает ему шанс изменений. Прояснение данного феномена дает доступ к скрытым возможностям клиента, побуждает его думать самостоятельно, размышлять, развивать собственную мысль, выявлять смыслы — формировать таким образом собственное мировоззрение.

Осмысляя содержательное наполнение феномена «красота», клиент имеет возможность изменить свою истину. Однако напомним, что цели психологического консультирования всегда зависят от запроса клиента. Основным условием успешной работы во многом является консультант — его зрелая профессиональная позиция, сформированная картина мира. Чем более масштабными будут его взгляды, тем более глубоким, цельным станет то представление о красоте, которое он может обсуждать с клиентом. 

Глава 2: Историческое изменение идеалов красоты

Первобытность

Уже в древние времена люди кроме предметов быта лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Таким образом, идеал того времени был обусловлен социальным статусом женщины как матери рода.

Древний Египет

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

Древняя Япония

Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Для укрепления волос и придания им блеска волосы смазывали специальными маслами и растительными соками. Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы и бакенбарды, выбривали себе лоб и затылок, а на макушке собирали волосы в красивый пучок, который завязывали эффектными шнурами.

Античность

Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). Типичная черта греческих изображений – это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела . Таким образом, красота в то время выражалась в красоте тела. В Древней Греции идеалом красоты считалась рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами.

Эпоха Возрождения 

В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, — цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

17 век

Магистральной линией развития искусства становится светское. Главенствуют 2 больших стиля искусства – барокко и классицизм. Первый – изумление перед пышностью, богатством, бесконечностью постигаемого мира. Второй - равнение на античность, выработка новых норм и правил. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь неотъемлемо связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло своим основанием достижения Античности. 

18 век

Маркиза де Помпадур – идеал и образец галантности этого времени. Многие модные штучки придумала она. Например – мушки. Идеал красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой – обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их.

19 век

В ХIX веке женщина впервые изображается с позиции человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, начинают искать в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений.

20 век

Настал век женской трансформации. Женщины выкидывают корсеты, впервые надевают брюки, короткие юбки. Полная свобода в прическах и макияже. Всё это стало средством самовыражения только в этот период. Многие дамы отрезали волосы, именно тогда начался бум на мужские и мальчишеские стрижки. Девушки начали заниматься спортом, чтобы быть в хорошей форме. Вместе с их взглядами менялся и типаж внешности, считавшейся идеальной — все девушки стремились быть похожими на супермоделей. Одним из эталонов красоты того времени стала Синди Кроуфорд: высокая, стройная, спортивная, и при этом полногрудая. Эталоном считалось подтянутое спортивное тело. 

21 век

Основной посыл нашего времени заключается в том, что сейчас никому не нужно соответствовать придуманным стандартам, как это было ранее. Нет необходимости делать пластику лица или увеличивать грудь для того, чтобы чувствовать себя красивой. Принятие и уважение своей натуральной красоты - девиз нашего времени! Нужно быть уверенной, любить и принимать себя со всеми своими плюсами и минусами.Прошло время, когда девушки меняли свою внешность с помощью хирургических вмешательств для того, чтобы соответствовать определённым критериям. Со временем тенденции стали уходить от навязанных стандартов и в моду вошла натуральная красота. Девушки с нетипичной внешностью стали появляться на подиумах и это смогло доказать, что любая может стать моделью, несмотря на какие-то свои особенности. И то, что раньше считали недостатком, сейчас считают выражением индивидуальности. Шаблонные стандарты красоты остались в прошлом. Сейчас мы обращаем внимание на людей, которые выделяются из толпы, именно их внешность кажется привлекательной. К примеру, Юния Пахомова, Винни Харлоу, Тандо Хопа, Молли Бэйр и другие модели достигли великих успехов в модельной карьере. 

От чего зависит представления о красоте

  • От времени (эпохи).
  • От этнических, национальных традиций восприятия прекрасного. 
  • От сословных или классовых представлений о красоте. 
  • От личного отношения к модели автора-художника, который воплощает его в произведении искусства.
  • От всех нас – умеем ли мы понять, что перед нами именно Прекрасное.