В интервью «ТН Звезды» актриса поделилась воспоминаниями о своем детстве и юности, итогами юбилейного года, а также рассказала о своем отношении к воспитанию детей и секретах семейного счастья.
— Что за героиня вам досталась в «Березовой роще»?
— Речь идет о семье, и мы с артистом Юрием Батуриным играем семейную пару. Он профессор, а я кинокритик, в основном сижу дома, практически не работаю, занимаюсь домом, семьей, детьми. Такая дама, которая страдает по работе и которой не хватает яркости и насыщенности в жизни.
— Роль потребовала какой-то особой подготовки?
— Нет, это домашняя достаточно история, когда не многое происходит за пределами одного большого загородного дома. Действие происходит в середине 80-х, которые я помню прекрасно. Мне было на тот момент 14 лет. Я помню и эту моду, и прически, и то, как у нас началась перестройка.
— Какие еще у вас остались воспоминания о том времени? Вам было 14 — самая пора первых влюбленностей, конфронтации с родителями.
— У меня не было конфронтации с родителями. Я чувствовала себя гораздо взрослее, чем была. Помню, у меня был внутренний конфликт с моим возрастом, потому что мне хотелось быть гораздо старше, мне нравились взрослые компании. На тот момент я уже определилась, чем хочу заниматься в жизни. Были и влюбленности, и тусовки, и учеба, много всего. В общем, у меня было абсолютно счастливое, интересное, красочное детство, с большим количеством друзей. Моя лучшая подруга детства со мной до сих пор. И, мне кажется, это очень большое счастье, когда есть такой близкий человек, который рядом с тобой всю жизнь.
— И родители вас поддерживали?
— Родители очень много работали, они были артистами Большого театра, папа преподавал в хореографическом училище, мама балетмейстер и много работала за границей. Они все время летали на гастроли, я видела их фанатичное отношение к своей профессии. Но я не была заброшенным ребенком, все свободное время родители посвящали мне, и мне было с ними всегда безумно интересно. Для меня было большое счастье, когда родители присутствовали на моих днях рождения, праздниках, а ведь для подросткового возраста это редкий случай. Я всегда ими гордилась. Было много поездок, много всего, что не у всех тогда было, этакий флер заграницы. Поэтому, наверное, я немножко чувствовала, что мне в хорошем смысле повезло.
— Быть какой-то избранной отчасти?
— Да, наверное. Хотя, понимаете, мы жили в доме Большого театра, и там все ездили за границу, мы были в своей компании, гуляли во дворе, общались. Я не чувствовала такого, когда у кого-то есть, у кого-то нет. Это была данность. Я прекрасно понимала, что все это благодаря профессии моих родителей, а не то, что просто упало на голову, для этого пришлось много трудиться. Хорошо, что у меня был такой пример. Родители меня поддержали в выборе профессии, но я их в эту историю не особо втягивала.
— Они помогали готовиться к поступлению, где-то словечко замолвили?
— Нет, такого не было. Единственно, добились, чтобы я почитала программу перед поступлениями, чтобы мне помогли с материалом или еще что-то подсказали. Через Николая Петровича Караченцова меня познакомили с замечательной Ольгой Юльевной Фрид, которая потом была у меня педагогом во МХАТе. Потому что самим родителям я ничего не читала, не рассказывала, не советовалась. Первый раз я пришла к Ольге Юльевне и прочитала программу, которую сама подготовила. Она сказала, что мне нужен более, так скажем, героический материал, подсказала в какую сторону двигаться: «Имей в виду, что тебя будут рассматривать так... Поэтому ты должна у себя в программе иметь то-то, то-то и то-то». Я была безумно ей благодарна.
— Алена, каким был для вас юбилейный 2021 год?
— Очень непростой год, и дело не только в том, что он юбилейный. Совпало со всей той реальностью, в которой мы живем. В первую очередь он ознаменовался тем, что я заболела. Пришел ковид поздравить меня с днем рождения. А я планировала, естественно, провести его совершенно иначе, не в кровати. Но семья все равно устроила мне большой праздник, так начался мой год. А еще задолго до него я начала заниматься помощью детям со спинально-мышечной атрофией, и в феврале мы с моей подругой, коллегой Александрой Франк основали фонд помощи детям с этим диагнозом, который назвали «Звезда на ладошке». Это, конечно, был очень серьезный переворот в жизни, невероятная ответственность и дело, которое просто стало потребностью. Сейчас это огромная часть моей жизни, наверное, самая основная. И плюс еще в 2020 году меня утвердили в американский проект Netflix, и в феврале я поехала сниматься. Три месяца съемок в Мадриде в шпионской саге «Из холода» я восприняла, как невероятный подарок.
— Как вам дался этот опыт?
— Опыт потрясающий, первый для меня в съемках иностранного проекта. Но там были одни сплошные плюсы, какая-то такая энергия, которая тебе дается, и ты понимаешь свои возможности, что очень здорово. Сначала, когда нужно было делать самопробы, я не верила, что это возможно, потому что есть столько наших артистов, которые там уже живут, которые лучше знают язык и вообще. Но оказалось, что все возможно. Снимали мы в Испании, а сам проект американский, так что пришлось серьезно заняться языком.
— Сильно отличается их съемочный процесс от российского?
— Знаете, отличается количеством денег, вложенных в проект. Деньги — время, потому что есть возможность прорепетировать, пообщаться, обсудить то, что тебя интересует, все сцены. На площадку ты выходишь абсолютно готовым. И разговоров типа «А что я тут делаю?» уже нет. Потому что есть время на обсуждение заранее. Поэтому процесс более собранный. У нас в основном торопят, потому что другие вложения, надо все делать быстро. А в принципе процессы похожи. Если ты давно в профессии, тебе это не составляет большого труда.
— Вернемся к юбилейной теме. Алена, сильно ли поменялся ваш характер с молодости?
— Наверное, я стала более уверенной в себе. Спокойной, в хорошем смысле этого слова. Не в смысле успокоенности, какой-то скучности, а когда ты начинаешь замечать определенную взаимосвязь вещей, когда для тебя выстраивается картинка и тебе становится все понятнее — про людей, себя. Больше сосредоточения на том, что тебе важно, — не разбрасываться во все стороны, а выставлять более правильные приоритеты в жизни. И то, что появилась эта тема с фондом и благотворительностью, может быть, это как раз то, чего мне не хватало. Потому что наша актерская профессия очень зависима, тебя все время выбирают в течение всей жизни. Это раздражает, это не может очень сильно устраивать. Хочется какого-то своего собственного дела, где ты рулишь, где ты действительно можешь решать.
Очень много же всего происходит в течение жизни — разочарования, очарования, какие-то взлеты-падения. Моя жизнь абсолютно изменилась, я разошлась с мужем, с которым прожила 21 год. Все это вместе, конечно же, не может оставлять тебя прежней. Но я обнаружила в себе такую способность — все, что происходило в жизни, все перерабатывается в «плюс». У меня нет такого «Ой! Зачем это было? Зачем это так?». Я знаю почему, зачем и как это можно сейчас в хорошем смысле использовать.
— Ваша старшая дочь Саша получила хорошее образование в Америке. Она режиссер-продюсер по профессии. Вот вам уже доводилось вместе работать?
— Саша моя вернулась после университета в Москву. И она абсолютно ушла в музыку, сама пишет, поет, делает сейчас музыкальную карьеру. Но она и продолжает работать с кино, работала со своим папой Тиграном на нескольких проектах, как второй режиссер.
— А с Ксюшей на какие темы любите посекретничать? Изменилось ли что-то в подходе к воспитанию с младшей дочерью?
— Ксюша совершенно другой человек, поэтому те подходы в воспитании, что были раньше, уже не работают. Ей сейчас 11 лет, но у нее уже по полной проявляет себя подростковый период, который мы избежали с моей старшей дочерью. С Ксюшей у нас уже проблемы, она такой угловатый сложный подросток с отрицанием всего на свете: «Мама, я лучше знаю!». Немножко сложно сейчас, конечно. Я пытаюсь настроиться, на то, что это подростковый период и что он когда-то закончится.
— Сыграв столько семейных киноисторий, вы наверняка поняли, в чем секрет семейного счастья?
— Вообще я против всех этих секретов и мудростей, честно вам скажу, потому что их нет. Они для каждого свои. Они не подходят под общую планку. И для каждого человека счастье по-разному выглядит.
Я думаю, что, конечно, люди лучше себя чувствуют, когда они сами являются самодостаточными. Не когда они пытаются найти счастье в чем-то, получить что-то от кого-то. Момент, когда ты чувствуешь себя хорошо и можешь что-то дать другим людям — это самая замечательная позиция в жизни. Любовь любовью, а потом жизнь и очень много всего происходит, люди сталкиваются с большим количеством проблем, и их тоже важно вместе проходить, все этапы. Я больше за то, что в отношениях можно дать и когда тебе есть что отдать, а не только взять. А то «Радость! Дайте мне радость, сделайте мне праздник, сделайте мне это, сделайте то!». Нет. Делай сам и посмотришь, как все вокруг будет меняться. Начни что-то делать для другого человека, начни так, как ты хочешь для себя, и тогда как-то оно все будет выстраиваться чудесным образом…
Досье
Родилась: 12 января 1971 года в Москве
Образование: Школа-студия МХАТ
Семья: в гражданском браке с бизнесменом Александром Синюшиным, от первого брака с Тиграном Кеосаяном дочери — Александра (27 лет) и Ксения (11 лет)
Карьера: снялаась более чем в 70 фильмах и сериалах, среди которых «Ландыш серебристый», «Мужская работа», «Ундина», «Три полуграции», «Мираж», «Роковое наследие», «Манекенщица», «Галина», «Старая гвардия» и др.