16,7K подписчиков

Лебединая песнь гения. "Шут Балакирев" Григория Горина

509 прочитали
И чем увереннее наш народ за собой ведешь, тем увереннее без народа остаешься.

Григорий Горин — замечательный драматург и сценарист, знакомый всем нам по фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» и «О бедном гусаре замолвите слово», по пьесе «Тиль» и множеству других прекрасных произведений.

И чем увереннее наш народ за собой ведешь, тем увереннее без народа остаешься.

Все они — в числе и мои любимых, но, как это ни удивительно, я каким-то образом оставался в полном неведении относительно их автора (то есть про Захарова и Рязанова я знал, конечно, а вот автор сценария оставался для меня в тени) вплоть до того, как увидел спектакль, поставленный по последней пьесе Григория Горина - «Шут Балакирев».

В трагикомедии господа артисты используют отдельные выражения ненормативной лексики (в смягченном изложении), считавшиеся, однако, допустимой нормой для шуток в начале ХVIII столетия.
Ента уже не лицо. Енто таперича всенародное достояние. Украшение отечества!
Ента уже не лицо. Енто таперича всенародное достояние. Украшение отечества!

Только тогда, под впечатлением от спектакля я взялся за выяснение авторства, и с удивлением узнал, что именно Горин стоит за самыми любимыми моими фильмами. Увы, мэтр не увидел даже гениальную премьеру своего последнего произведения — Григорий Горин скончался спустя всего несколько часов после завершения работы над «Шутом Балакиревым».

К сожалению, вживую мне спектакль в исполнении премьерной труппы не удалось - я видел только видозапись (увы, не лучшего качества). Но все равно считаю эту постановку гениальной.

- Зачем же взятки в тетрадь записывать?
- Немец!

И чем увереннее наш народ за собой ведешь, тем увереннее без народа остаешься.-3

Иван Балакирев — реальное историческое лицо, один роя царедворцев и интриганов, клубившихся при дворе Петра Первого в последние годы правления первого императора России. В спектакле его изумительно сыграл молодой Сергей Фролов. Конечно, Балакирев из спектакля и его реальный прототип довольно далеко друг от друга, но ведь и реальный прототип Гамлета в разы дальше от шекспировского персонажа…

А какие великолепные образы! Петр Первый - Олег Янковский! Александр Меншиков — Николай Караченцов! Александра Захарова, Татьяна Кравченко, Александр Збруев… Да что там говорить — все роли исполнены так, что я принципиально не хочу смотреть спектакль с другими актерами. Я не говорю, что они играют хуже (тем более, что не видел), просто лично для меня это будет уже совершенно «не то»…

- Пётр Алексеич, а в чем терзания?
- Думать, Ваня.
- Думать?
- Думать для человека оказалась мука адская…

Пересказывать спектакль — невозможно совершенно. Поистине трагикомедия — от смешного и нелепого к страшному и трагичному. Основные события пьесы вполне следуют событиями последних лет правления Петра Алексеевича, и от этого становится только жутче.

И чем увереннее наш народ за собой ведешь, тем увереннее без народа остаешься.-4

Самое удивительное — несмотря на то, что все это происходило давным-давно, в совсем другую историческую эпоху, ты переживаешь это как свою собственную жизнь, и сопереживаешь героям не меньше, чем своим близким. Потому что вся суть спектакля сводится к простому диалогу в конце, к одной проблеме, которая рано или поздно встанет перед всеми нами:

- Ваня, а ты зачем жил?
- Я?.. Для службы…
- И все?
- Нет, я жил, чтобы… Я жил для… Господи, зачем же я жил-то?