Администрация Байдена работает над тем, чтобы поставлять больше природного газа в Европу, но диверсификация поставок из-за пределов России будет дорогостоящей. Перспектива конфликта между Россией и странами НАТО из-за Украины вызвала опасения по поводу возможности энергетического кризиса в Европе. Россия поставляет почти половину природного газа в Европу, и некоторые лидеры обеспокоены тем, что Москва может сократить поставки, если начнутся боевые действия. Чтобы ослабить влияние России, администрация Байдена работает над обеспечением дополнительных поставок газа в Европу из других источников. Эксперт по глобальной энергетической политике Эми Майерс Джаффе объясняет, сколько газа доступно и что необходимо для его перенаправления.
Природный газ составляет около одной пятой всей первичной энергии, используемой в Европе. На его долю приходится около 20% производства электроэнергии, а также он используется для отопления и промышленных процессов. Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу, обеспечивая около 40% поставок континенту по своим трубопроводам. Следующими по величине поставщиками по трубопроводу являются Норвегия (22%), Алжир (18%) и Азербайджан 9% . Европа также получает природный газ, который сжижается и доставляется морским транспортом.
В последние месяцы европейский импорт сжиженного природного газа или СПГ из США и других стран достиг рекордного уровня и составил около 400 миллионов кубометров в день. Для сравнения: одно грузовое судно, работающее на сжиженном природном газе, может перевозить примерно 125000 - 175000 кубометров природного газа – энергии, достаточной для обогрева 17 миллионов британских домов за один зимний день.
Что ограничивает экспортеров? СПГ производится путем охлаждения природного газа до минус 260 градусов по Фаренгейту (минус 162 градуса по Цельсию), что уменьшает его объем более чем в 600 раз. Природный газ транспортируется по трубопроводу в порт, перерабатывается на заводе по сжижению газа, а затем загружается в специализированные танкеры с термоизоляцией и регулируемой температурой для отправки по морю. Для приема СПГ в порту разгрузки должна быть установка по регазификации, которая преобразует СПГ обратно в газообразную форму, чтобы его можно было отправить по трубопроводу конечным пользователям. И заводы по сжижению, и заводы по регазификации стоят миллиарды долларов, и на их строительство уходит несколько лет.
После аналогичного кризиса 2009 года, когда финансовый конфликт с Украиной вынудил Россию приостановить поставки газа на 20 дней, Европа существенно увеличила количество регазификационных мощностей до 29. В настоящее время в европейских регазификационных терминалах все еще есть место для импорта большего количества СПГ, а также достаточно места для хранения импортных поставок практически на неопределенный срок. Но многие ведущие мировые поставщики исчерпали себя, и у них мало возможностей производить и сжижать больше природного газа, чем они уже производят.
Мировой рынок СПГ обладает некоторой гибкостью. Около двух третей всего СПГ продается по твердым долгосрочным контрактам с фиксированным пунктом назначения. Некоторые крупные держатели контрактов, такие как Южная Корея, Япония и Китай, и их поставщики готовы перенаправить грузы в Европу, если дальнейшее сокращение российского экспорта приведет к обострению кризиса поставок.
Перенаправляли ли поставщики раньше? Главный пример произошел в 2011 году, когда цунами вызвало расплавление и выброс радиации на японской атомной электростанции Фукусима-дайити. Япония закрыла все свои атомные электростанции, чтобы оценить, готовы ли они к подобным бедствиям. Поставщики СПГ перенаправили поставки газа в Японию, чтобы помочь ей пережить немедленный кризис. Сегодня аналитики говорят, что производители или импортеры СПГ могут перенаправить грузы, которые могут компенсировать около 10-15% любого дефицита. Тем не менее, такие изменения, скорее всего, будут осуществляться по премиальным ценам, в результате чего европейским потребителям придется выставить еще более высокий счет, чем сейчас.
Будут ли поставки из США повышать цены? Существующие мощности по экспорту СПГ в США уже несколько месяцев работают на полную мощность. Около половины поставок СПГ из США в декабре 2021 года предназначались для Европы, чему способствовал рост цен на европейских рынках. Ранее большая часть экспорта СПГ из США направлялась в Китай, где связанные с засухой ограничения на гидроэнергетику вызвали всплеск спроса на природный газ. Другими словами, американские продавцы смогли поставлять больше газа в Европу, перенаправляя экспортные грузы, а не продавая газ, который в противном случае использовался бы внутри страны. Цены на природный газ в США вырастут в ближайшие недели, зимняя погода более важный фактор, чем экспорт СПГ.
Потеряет ли Россия доходы? В последние годы Россия структурировала свой федеральный бюджет таким образом, что это позволило ей спрятать 630 миллиардов долларов в валютных резервах - наличных деньгах, хранящихся в других валютах для дискреционного использования, подобно индивидуальным сберегательным счетам. Российские лидеры могут использовать эти средства, чтобы выдержать любые новые санкции или неожиданные изменения цен на нефть.
Например, в прошлом году Кремль основывал свои расходы на консервативно низкой оценке безубыточной цены на нефть в 45 долларов за баррель, оставляя себе некоторую свободу действий. В конечном итоге цены на нефть в 2021 году составили в среднем 71 доллар за баррель, что обеспечило значительную непредвиденную прибыль для бюджета. Благодаря этой налогово-бюджетной стратегии президент России Владимир Путин накопил военную казну, чтобы противостоять любым новым санкциям или даже полной потере доходов от экспорта природного газа из Европы в течение длительного периода времени.
Тем не менее, любой шаг России по прекращению экспорта газа в Европу может иметь долгосрочные последствия. Путин, возможно, надеялся, что его бряцание оружием по поводу природного газа и вызванные им высокие цены убедят европейцев в том, что российский газ жизненно важен и его нельзя легко заменить возобновляемой энергией. Но по иронии судьбы эта тактика, возможно, уже вызвала устойчивое отвращение, которое ускоряет разворот Европы к морской ветроэнергетике, евро-североафриканским водородным узлам и американскому СПГ.
«Газпром», российская компания с крупнейшим экспортным присутствием газа в Европе, также может оказаться в море судебных исков и высоких штрафов за нарушение своих контрактных обязательств после прекращения поставок. Это, в свою очередь, может сказаться на россиянах, которые также полагаются на платежеспособность «Газпрома» в отношении зимнего топлива для отопления. Путин может быть готов поспорить, что кризис цен на энергоносители в Европе вызовет народное недовольство, затормозит энергетический переход и поможет России добиться уступок в отношении размещения войск и ракет НАТО.
Но мало доказательств того, что Европа отреагирует именно так. Хотя переход Европы на возобновляемые источники энергии потребует времени, в долгосрочной перспективе это все равно будет плохой новостью для России, у которой осталось 1 688 триллионов кубических футов запасов природного газа, которые могут быть использованы в течение всего 100 лет .
ЭМИ МАЙЕРС ДЖАФФЕ, профессор Флетчерской школы права и дипломатии Университета Тафтса. Статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.