(CNN)После года военного правления в Мьянме миллионы людей сопротивляются возвращению к репрессиям и изоляции .
В феврале прошлого года военачальник Мин Аунг Хлаинг захватил Мьянму в результате переворота , который перечеркнул все надежды на то, что страна с населением 55 миллионов человек станет действующей демократией при бывшем лидере Аунг Сан Су Чжи .
Приказав жестоко подавить протесты против переворота , глава хунты и самопровозглашенный премьер-министр пытается взять под свой контроль сопротивляющееся население, поскольку проблемы, преследующие страну, обостряются.
Миллионы безработных, цены на продукты питания и топливо растут, бедность растет , а образование страны, здравоохранение и банковский сектор, пострадавшие от Covid , находятся на грани краха, что вызывает вопросы о том, чего поглощение добилось спустя год.
«Это неудавшийся переворот», — сказал Янхи Ли, соучредитель Специальной консультативной группы по Мьянме и бывший специальный докладчик ООН по правам человека в стране. «Переворот в прошлом году не удался. И поэтому они принимают еще более решительные меры, чтобы покончить с переворотом».
Эксперты говорят, что попытки хунты получить полный контроль терпят неудачу со стороны народа Мьянмы, поскольку они осуществляют одно из крупнейших и наиболее объединенных движений сопротивления, которые страна видела за свою долгую историю демократической борьбы против военного правления.
Во вторник в ознаменование годовщины по всей стране запланирована «тихая забастовка», при этом жителей призывают оставаться дома, а предприятия — закрыть свои двери. Военные предупредили, что будут арестовывать тех, кто протестует на основании таких законов, как подстрекательство к мятежу и терроризм .
Хунта заявляет, что борется с террористами, обещая возвращение к миру, но бойцы сопротивления говорят, что хунта использует все более жестокую тактику, чтобы заставить подчиниться, предполагая, что кризис продлится уже второй год.
CNN обратился к военному представителю Мьянмы за комментариями по поводу обвинений в массовых убийствах и военных преступлениях против сил хунты в этой истории, но не получил ответа.
Военные злоупотребления приравниваются к военным преступлениям
Когда 1 февраля 2021 года танки вошли в столицу Нейпьидо, многие опасались, что за этим последует насилие. Но мало кто мог предсказать страдания, смерть и перемещение в прошлом году.
Согласно данным ООН, более 400 000 человек были перемещены в результате боевых действий по всей стране после переворота, многие из них бежали через границу в Индию или Таиланд или были вынуждены прятаться в джунглях.
Зверства, предположительно совершенные войсками, включают бойню в канун Рождества в штате Кая, также известном как Каренни, где по меньшей мере 35 тел были найдены сгоревшими до неузнаваемости , в том числе два сотрудника международной группы помощи «Спасите детей». По данным правозащитной организации Чин, в январе было зарегистрировано еще одно массовое убийство в западном штате Чин, где были обнаружены 10 жителей деревни с завязанными глазами и кляпом во рту.
«Они убивают, жестокость — нет верховенства закона», — сказал представитель Сил обороны Каренни (KNDF), коалиции групп вооруженного сопротивления в штате Кая, который не пожелал называть свое имя из соображений безопасности. причины.
CNN не может самостоятельно проверить инциденты.
По всей стране, особенно на западе и юге Мьянмы, появились горячие точки, где местные группы вооруженного сопротивления и этнические армии ведут бои против военных, пытаясь защитить свои общины.
В горном штате Чин город Тантланг был местом многомесячного наступления хунты. В течение трех месяцев, начиная с сентября, все население города, насчитывающее более 10 000 человек, было вынуждено покинуть свои дома, и было сожжено не менее 800 домов и построек, сообщила правозащитная организация Chin.
Военные неоднократно обвиняли силы сопротивления в поджогах деревень и городов, включая Тантланг. «Террористические группы Чин первыми напали на силы безопасности и сами сожгли город», — заявила хунта в январе.
Но в штате говорят, что нападения являются частью кампании насилия выжженной земли, которую военные уже давно используют против этнических групп, в первую очередь предполагаемого геноцида, который вынудил сотни тысяч рохинджа бежать из штата Ракхайн в 2016 и 2017 годах.
«Они предназначены для перемещения населения, уничтожения территории, чтобы иметь физический контроль, и лишения сопротивления поставок», — сказал Салаи За Ук Линг, заместитель директора организации по правам человека Чин.
«Это действительно преднамеренное насильственное перемещение, когда они пытаются уничтожить население».
Бывший спецдокладчик ООН по правам человека в Мьянме заявил, что действия военных в таких районах, как штаты Кая, Чин, Кайин (Карен) и регионы Сагайн и Магвей, приравниваются к «военным преступлениям».
Растянутая армия
Военные назвали силы сопротивления «террористическими группами». В государственных СМИ он заявляет, что применяет «наименьшую силу», соблюдает «действующее законодательство и международные нормы» и привержен делу установления мира и проведения выборов в 2023 году.
Но свидетели говорят, что реальность на земле не могла быть более иной.
Бывший солдат Куанг Тху Вин, 32 года, дезертировал со своего поста в декабре, забрав свою жену и 2-месячного ребенка в безопасное место в неизвестном месте. Он сказал CNN, что ему «стыдно быть солдатом».
Куанг Тху Вин сказал, что как только город или деревня помечены как «враг», тогда все или все в этом месте рассматриваются как таковые. «Во время боя они принимали всех, кого видели, за врагов и стреляли в них», — сказал он. И если они брали пленных, сказал он, солдаты «приводили много причин», чтобы убить их.
«Подобно тому, как заключенные пытались сбежать или пытались схватить оружие, поэтому им приходилось стрелять и убивать», — сказал он.
Куанг Тху Вин, служивший на тактическом командном пункте в городе Матупи штата Чин, сказал, что операции направлены на то, чтобы дать армии «контроль над регионом». По его словам, часто деревни сжигают, чтобы помешать силам сопротивления использовать дома в качестве базы для нападения на военные части или в качестве акта мести за тяжелые потери.
CNN не может самостоятельно проверить инциденты.
По словам аналитиков и тех, кто находится на местах, вооруженные силы Мьянмы далеки от того, чтобы быть сложной силой, в настоящее время они находятся в напряженном состоянии и участвуют в стычках с группами сопротивления на нескольких фронтах по всей стране.
Названные Народными силами обороны (НСО), многие из этих вооруженных групп ополченцев сформировались через несколько месяцев после переворота, а некоторые связаны с Правительством национального единства, органом свергнутых законодателей и этнических лидеров, который считает себя законным правительством Мьянмы.
Местная правозащитная организация «Ассоциация помощи политзаключенным» (AAPP) задокументировала 1503 человека, убитых войсками хунты с 1 февраля прошлого года, и 11 838 человек, арестованных, с многочисленными сообщениями о жестоком обращении, пытках и внесудебных казнях. Хунта оспаривает цифры, и неясно, сколько именно человек было убито в ходе отдельных столкновений между военными и группами сопротивления.
Во многих районах силы сопротивления удерживают свои позиции, несмотря на то, что их превосходят в вооружении, поскольку они знают местность и имеют более тесные отношения с населением.
«В последнее время, по крайней мере, определенно увеличилось количество воздушных ударов и атак с вертолетов, что действительно является одним из основных преимуществ, которые (военные) имеют перед СПО», — сказал Ким Джоллифф, независимый исследователь из Мьянмы. по безопасности, правам человека и этнической политике.
Но Джоллифф сказал, что военные атаки носят неизбирательный характер и направлены на то, чтобы посеять страх.
«По сути, это единственное оружие, которое у них есть, чтобы выиграть психологическую войну», — сказал он.
Ли из Специальной консультативной группы по Мьянме призывает международное сообщество признать вооруженные силы Мьянмы террористической группировкой.
«Они не национальные военные. И их надо идентифицировать и называть своими именами, и это будет вооруженная группа… Это действия террористической группы», — сказала она.
Движение сопротивления продолжается
По мере того, как хунта пытается насильственно взять страну под свой контроль, она непреднамеренно объединила против себя многие различные группы Мьянмы.
Сопротивление перевороту, известное как Весенняя революция, застало генералов врасплох своей силой и решимостью.
По всей стране сотни тысяч простых людей продолжают поддерживать Движение гражданского неповиновения, целью которого является дестабилизация хунты путем экономических потрясений, массовых бойкотов предприятий, связанных с военными, забастовок и всеобщих забастовок.
По словам активистов, многие люди жертвуют те небольшие деньги, которые у них есть, группам сопротивления и инициативам.
Жители отказываются оплачивать счета за электроэнергию, чтобы не давать деньги хунте, подпольные пиратские радиостанции транслируют сообщения против переворота, а другие не позволяют чиновникам хунты занимать посты в местных администрациях — основной механизм, с помощью которого центральное правительство управляет населением.
Они делают это, несмотря на ежедневный риск арестов, побоев и пыток.
«Я никогда не видел такого единства в нашей истории», — сказал Кхин Сандар, активист из Мьянмы. «Мы верим, что на этот раз победим. Мы никогда не думаем, что проиграем… Умрем ли мы или умрете вы, это наш лозунг», — сказала она.
Йе Мио Хейн, исполнительный директор Тагаунгского института политических исследований и научный сотрудник Азиатской программы Международного центра ученых имени Вудро Вильсона, сказал, что движение сопротивления вынудило военных изменить методы своей работы.
«Военные думали, что смогут очень легко подавить движение сопротивления», — сказала Е Мё Хейн.
«В прошлом их стратегия и цель заключались в том, чтобы контролировать страну. Теперь они сосредоточены на том, как выжить».
Что ждет в будущем
После года насилия надежда на то, что Совет Безопасности ООН или другие международные силы вмешаются в дела Мьянмы, почти испарилась.
Активист Кхин Сандер заявил, что международное сообщество подвело людей. «Мы не видели никаких конкретных действий со стороны международного сообщества, поэтому нам приходится защищаться. Это единственный способ жить», — сказала она.
В прошлом году Соединенные Штаты, Великобритания и Канада ввели санкции против военачальников Мьянмы , но члены сопротивления говорят, что этого недостаточно.
Силы обороны, активисты и правозащитные группы призывают международное сообщество перекрыть поток оружия и денег хунте. Они говорят, что им крайне необходимы гуманитарные коридоры и бесполетные зоны, чтобы можно было распределить помощь и найти выход перемещенным лицам и гражданским лицам.
На прошлой неделе Хьюман Райтс Вотч призвала ввести санкции, чтобы заблокировать платежи хунте в иностранной валюте от прибыльной газовой промышленности Мьянмы.
Крупные энергетические компании уже уходят. Французская компания TotalEnergies и американский энергетический гигант Chevron заявляют, что покидают Мьянму из-за ухудшения ситуации. А на прошлой неделе австралийский производитель газа Woodside Petroleum присоединился к ним в разработке планов выхода.
Военные лидеры Мьянмы хотят международного признания, но до сих пор ООН не позволяла хунте занять место во всемирной организации.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) исключила Мин Аунг Хлаинга из участия в своем октябрьском саммите из-за того, что он не смог реализовать консенсус из пяти пунктов, который включал прекращение насилия и разрешение диалога.
Тем не менее, премьер-министр Камбоджи Хун Сен в этом году председательствует в АСЕАН, и он дал понять, что хочет взаимодействовать, а не изолировать хунту, как сообщает Reuters.
Аналитики говорят, что если международные органы не предпримут никаких действий, ситуация в Мьянме, вероятно, ухудшится в следующем году.
«Международному сообществу необходимо действительно начать самоанализ. Они хотят сотрудничать, заниматься обычным делом с террористической группой или нет? Или они хотят поместить их в другую категорию с точки зрения их взаимодействия или участия». ?" — сказал Ли.
Жители штата Кая и других подвергшихся бомбардировкам районов продолжают бороться с ежедневными авиаударами и столкновениями, угрожающими их жизни и средствам к существованию.
Представитель KNDF сказал, что у него мало надежд на предстоящий год.
Но они, как и другие жители Мьянмы, будут продолжать сражаться в надежде вернуть свою страну и сформировать демократическое федеративное государство.
«Мы будем возвращаться шаг за шагом, медленно и медленно», — сказал он. «Мы будем продолжать день за днем. Мы становимся сильнее. Мы побеждаем день за днем».
Вас могут заинтересовать другие статьи:
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо дал положительный результат на Covid-19
Запад опасается, что Россия собирается напасть на Украину. Но это не то, что русские видят по телевизору.
Россия письменно ответила США перед призывом Блинкена-Лаврова к украинскому кризису
Военные правители Мали заявили, что у посла Франции есть 72 часа, чтобы покинуть страну