Доброй ночи!
Недавно я рассказывала, что на зимней сессии не сошлась во мнении с преподавателем и получила «удовлетворительно». Я потеряла стипендию, уважение и шанс получить красный диплом, но, несмотря на свой провал, решила продолжить обучение, а своё мнение высказывать на канале.
Мы спорили на многие темы, одной из которых была тема влияния гаджетов на образовательный процесс через подмену ценности мотивации к образованию. Иными словами, тезис был таков: современные дети не ориентированы на познание как самоценность, и причиной этого являются гаджеты.
С данной темой в разных вариациях я пересекалась уже много раз, в том числе на Дзен. В одной из школ Якутии придумали специальные шкафчики для смартфонов, куда дети обязаны их складывать на время урока.
Вот и профессор мне долго расписывал инновационный опыт Сингапура, где массово запрещены все гаджеты в учебных заведениях.
Что тут скажешь? «Только две вещи бесконечны - Вселенная и человеческая глупость, хотя насчёт Вселенной я не уверен». (Альберт Эйнштейн).
Про связь мотивации, познания и гаджетов в глобальном смысле поговорим в другой раз. А теперь конкретно про запрет гаджетов в школе.
Давайте запретим гаджеты в школе. Дети ведь не могут себя по-другому контролировать. Потом запретим в вузах. Потом на всех рабочих местах. Давайте. А теперь скажите, а зачем они нужны тогда? Маленький переносной аппарат с функцией связи зачем был изначально изобретён? Как раз для того, чтобы иметь связь с человеком постоянно. Ведь на работе были стационарные телефоны, на улицах были телефонные будки, но ведь всё-таки изобрели люди мобильную связь и телефоны? А за ними смартфоны, чтобы иметь под рукой мини-компьютер. И зачем это всё делалось? Чтобы через 30 лет смартфон стал просто игрушкой? Странно, даже алогично.
Зайдём с другой стороны. Почему учитель на уроке не сидит в тик ток, например? Или директор? Потому что это взрослые люди, которые понимают, что они на работе. Но они не родились с этим пониманием. Их научили, объяснили им. Рассказали, что куда и когда. Что хорошо, что плохо, можно и нельзя, к месту и не к месту. Так и детей нужно научить правильно обращаться с гаджетом. Знать, когда его можно использовать, а когда это не нужно.
Почему один человек сидит и грызёт ручку, а другому нет до неё дела? Потому же один ученик положит смартфон в сумку, а другой будет играть в него на уроке.
Шпаргалки во все времена писали на бумаге, последние десятилетия дети могут списывать и с телефонов. Если ученик хочет вывести учителя, «приколоться», «выпендриться», он найдёт возможность это сделать как угодно – и такое тоже было во все времена. Зависимость может вызывать вообще всё что угодно, смартфоны тут не на первом месте.
Смартфон – это всего лишь предмет, электроприбор, приспособление. По мере взросления и познания мира ребёнок усваивает нормы и правила, учится использовать предметы и ресурсы, в том числе и смартфон. Наша задача – родителей и учителей - научиться жить с гаджетами и правильно к ним относиться.