7,7K подписчиков

ПОЧЕМУ МАЗЕПА ПРЕДАЛ ПЕТРА ПЕРВОГО, ИЛИ СИНДРОМ МАЛОРОССИИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

111 прочитали
Сегодня мы завершаем рассказ об отношениях Петра Первого и украинского гетмана Мазепы, результатом которого стало предательство последнего.

Сегодня мы завершаем рассказ об отношениях Петра Первого и украинского гетмана Мазепы, результатом которого стало предательство последнего.

Для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве Мазепа строго запрещал простым людям, принуждаемым правительством к платежу налогов и отправлению разных повинностей, переходить в казацкое сословие, пользовавшееся в качестве военных льготами и привилегиями. Простой же народ, не входивший в сословие казаков, стремился к равенству с ними. Мазепа не обратил внимания на давнюю вражду, существовавшую в Малороссии между казаками и чернью. В результате, все, что исходило от Мазепы и его преданных казаков, находило себе противодействие в народной массе. Тогда, как люди, способные к политическим замыслам, готовы были хвататься за любую возможность, чтобы освободится от власти русского правительства над Малороссией, «…простая масса малороссов, - считал историк Н. Костомаров, - готова была держаться русского правительства уже потому, что враждебная для нее партия хотела избавиться от этого правительства». Таким образом ненависть и зависть неимущих масс к Мазепе и вольным казакам (их модусы пассионарности) порождали разрушительные действия по отношению к политическим интересам Малороссии.

Малоросские политики во главе с Мазепой не могли пленить народ никакой идеей политической независимости. Мазепа поздно осознал, что простонародная масса желала иной свободы - всеобщего казачества к которой стремление начинает грабежом и расправой над знатными и богатыми людьми».

Политическая мудрость требует, чтобы государственный деятель четко различал, что возможно, а что невозможно - ведь в политике имеют значения не намерения, а то, что получается из них на практике. Мазепа и его сторонники не предприняли никаких шагов, чтобы привлечь на свою сторону простых казаков, измученных постоянными войнами, или крестьян, измученных налогами и панщиной. Мазепа упустил из вида и еще одну очень важную деталь – Малороссию к России всегда притягивала особенная сила – единоверие - оба народа были православными. Поэтому, когда одновременно митрополит Киевский в Киеве и митрополит Московский в Успенском Соборе в Москве объявили, что гетман изменил православной вере и пристал к еретическому королю Швеции, предали Мазепу гражданской казни и объявили ему проклятие, большая масса православных казаков, ранее преданных Мазепе, испугавшись, отвернулась от него.

Можно говорить о предательстве в очень близкой общности людей, которые связаны между собой гласным или негласным договором сохранять верность друг другу или верность заведенным в этой общности порядкам. Такой близкой общностью может быть кровное родство, семья, религия, территория государства - все то, что ведет к идентификации людей с одной традицией. Знать о своей «подлости» или «честности» - это дело нашей совести, субъективной искренности. Но быть или не быть подлым или честным можно только в объективном пространстве межиндивидуального общения. Сама совесть есть не что иное, как социальные нормы и ценности, признанные личностью «своими», внутренне усвоенными.

Но в случае объединенного многонационального государства каждая нация, вошедшая в государство помимо своей воли, может и не соглашаться с общей идентификацией - ее волеизъявление все равно не будет услышано. Интересы государства и государственной политики всегда приспосабливают к себе мораль. Государственные решения и мнения внедряются в сознание людей, становятся привычными и распространенными воззрениями. В политической идеологии понятия долга, совести, справедливости - метафизические сущности, аппеляция к которым от имени правящей верхушки способна менять физическое, реальное поведение людей.

С юридической точки зрения Малороссия была присоединена к Великоросии и Мазепа был обязан сохранять верность общему государю - поэтому его поступок и расценивается, как государственная измена, предательство. Мазепа неоднократно клялся в верности Петру, хотя с человеческой точки зрения его последующее отступничество можно скорее назвать политическим коварством, чем предательством.

Предательство Мазепой Петра - поступок, который сам по себе не может быть оценен как хорощий - был направлен на возникновение хорошего ( независимости для малороссов ), поэтому он получает положительную оценку в качестве средства для достижения добра. Жестокость Петра Великого в преследовании Мазепы и беспощадность в наказании его сподвижников также направлена на хорошее - на процветание в будущем великой и неделимой России, в которой бунт против существующей власти должен быть раз и навсегда ликвидирован.

В правление царя Алексея Михайловича в Малороссию от преследований приверженцев новой веры бежали старообрядцы. Малороссия приютила их и стала им вторым домом. Во время войны со шведами, о которой мы упоминали выше, старообрядцы-эмигранты создали партизанские отряды и весьма помогли Меньшикову одержать победу при Лесной. Мазепа со своими казаками преднамеренно в этой битве не участвовал, игнорировал приказ Петра прийти на помощь. Старообрядцы-эмигранты, изгнанные под страхом смерти из Москвы, то есть, фактически, преданные своим отечеством, продолжают идентифицировать себя с Великоросской общностью, и бесспорно в трудную минуту оказываются на той стороне, которую защищали их предки, сохраняют верность кровным традициям - они, в свою очередь, для достижения добра для своей исконной родины , своего неверного отечества, предают малороссов - тех, кто в трудную минуту оказал им покровительство.

Татьяна Викторова

#мазепа #петр1 #петр 1 #история #украина и россия