Растерянность в шемякинском Петре
передо всем, что на Руси наделал.
Он — будто бы в невидимой петле,
готовой вздернуть бронзовое тело.
Он спятил, всю Россию волоча.
Он гениален был, но грязно, жестко.
В нем злобная надутость палача
и детское величье переростка.
(Евгений Евтушенко 1992 г.)
Все посетители Петропавловской крепости безусловно обращают внимание на бронзовую скульптуру Петра I, расположенную на главной аллеи Петропавловской крепости рядом с собором.
Надпись на памятнике гласит – «Основателю Великого града Российского императору Петру I от итальянского скульптора Карла Растрелли и русского художника Михаила Шемякина 1991 год, отлито в Америке.»
Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора, памятник до сих пор вызывающий споры.
Первое что бросается в глаза у этого памятника, это не естественные пропорции фигуры императора.
Слишком длинное тело при сравнительно небольшой голове.
Особо выделяются наводящие жуть пальцы.
Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».
Памятник Петру I был создан скульптором Михаилом Шемякиным, открытие памятника состоялось 7 июня 1991 года.
Не пропорциональность фигуры Шемякин объясняет тем, что передать масштабность фигуры Петра, его исполинский рост обычными скульптурными приемами у него не получалось.
Фигура Петра получалась не выразительной.
Поэтому скульптор несколько раз менял пропорции скульптуры.
Как говорит Шемякин для создания этой скульптуры он использовал каноны русской иконописи.
Если рассматривать старые иконы, то можно увидеть, что фигуры на иконах имеют несколько вытянутое тело и небольшую голову.
При создании памятника Петру, Шемякин использовал как образец восковую фигуру Петра Великого, находящуюся в Эрмитаже, так и посмертную маску Петра.
Отношение жителей города и гостей Северной столицы к данной фигуре не однозначно.
От полного осуждения и не принятия образа Петра, до почитания.
Сам Шемякин в отношении этого памятника Петру говорил:
«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков. Возможно, это понимание приходит не сразу».
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что на фоне данной скульптуры очень любят фотографироваться гости нашего города.
Одно время очень любили фотографироваться сидя на коленях бронзового императора, но с целью сохранения скульптуры в данное время установлена ограда.