39K подписчиков

Все, что вы хотели знать о хиджаме – древней, но остромодной методике оздоровительного кровопускания

149 прочитали

В Москве все чаще говорят о хиджаме – методике кровопускания, которой приписывают чудесный оздоровительный эффект. Не лучше ли заняться донорством? Разбиралась Дарья Кузнецова.

 В Москве все чаще говорят о хиджаме – методике кровопускания, которой приписывают чудесный оздоровительный эффект. Не лучше ли заняться донорством? Разбиралась Дарья Кузнецова.

«Я могу говорить о пользе хиджамы бесконечно! – не сдерживает эмоций моя собеседница, красавица Наида, мама троих детей. – Я даже не могу подсчитать, сколько людей уже на нее подсадила». В группе поддержки Наиды – президент Чечни Рамзан Кадыров, который в 2020 году вышел на публику побритым налысо с красным пятном на лбу – следом от хиджамы – и призвал с ее помощью бороться с коронавирусом. Виктория Боня, демонстрирующая круги на спине в своих сторис: «Первый, кого я хочу видеть по прилете в Москву, – специалист по хиджаме». Вдохновленная ее опытом певица Наташа Королёва и еще немало убежденных в том, что новое – хорошо забытое старое.

Со стороны процесс излечения (а в списке показаний десятки заболеваний – от сердечной недостаточности и бесплодия до угревой сыпи и псориаза) выглядит как постановка старых добрых банок. Но если подойти поближе, можно увидеть, что они заполняются кровью, выступающей сквозь крошечные множественные надрезы. Делают их не сразу. Сначала банки ставят на неповрежденную кожу, чтобы притупить чувствительность. Затем, после работы лезвием или скальпелем, возвращают на место и посредством вакуумного насоса выкачивают из банок воздух.

Первые сообщения о применении и пользе процедуры обнаружены в изречениях, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду, однако знатоки утверждают, что хиджаме более пяти тысяч лет (раньше кожу резали камнем или острой костью, а вместо банок использовали рога крупного рогатого скота). Ренессанс кровопускания переживают Великобритания, где оно особо не применялось с XIX века, и Финляндия, где о нем знают века c XV. Количество центров, предлагающих расстаться с кровью, растет в Арабских Эмиратах и Китае – там интерес к методике и вовсе не утихает с пятидесятых годов прошлого века.

Мунир Ибрагимов, специалист по массажу спа «Восточный экспресс», к которому приходят Вика Газинская, Александр Цекало и Владислав Третьяк, верен хиджаме двадцать лет. «Я активно занимался боевыми искусствами и однажды почувствовал, что живу как в тумане, а тело словно набито ватой. Делал массаж, ходил в баню, чтобы запустить лимфодренаж, но толку было мало. Друзья-спортсмены убедили пойти на хиджаму. После первого сеанса вернулись легкость и ясность мышления – я стал словно на пружинах ходить. С тех пор каждые шесть-восемь месяцев записываюсь на сеансы. Ставлю банки на спину, голову и ноги». Мунир с воодушевлением рассказывает о чудесных исцелениях друзей и коллег. Недавно уговорил на хиджаму даже своего босса, прогрессивную во всех отношениях владелицу «Восточного экспресса» Юлию Юханссон, страдавшую от головных болей. «Сначала я очень боялась и все время откладывала визит, – делится Юлия. – Когда в итоге пришла и поняла, что придется сбрить волосы на затылке, чтобы сделать надрезы, хотела встать и уйти. Но любопытство взяло верх. Банки вытянули сгустки крови практически черного цвета. Мастер сказал, что вышла «мертвая» кровь и организм освободился от токсинов. Порезы довольно быстро зажили, а я несколько месяцев чувствовала прилив энергии, как будто мое тело освободили от груза, – и никакой головной боли».

Наида пришла к хиджаме три года назад. Вдохновил пример друга семьи, гипертоника, которому древняя методика позволяет обходиться без лекарств. «Я не из тех, кто не доверяет врачам. Каждые полгода провожу диагностику организма в хорошей клинике, сдаю анализы. Но был период, когда я жила в стрессовом режиме. Мучилась от мигрени, болей в ногах и пояснице – из-за трех эпидуральных анестезий. Чемоданами возила из-за границы обезболивающие и поняла, что устала. Идти на хиджаму было страшно, несмотря на то что я делаю и косметологические, и хирургические процедуры. Но решилась и сейчас не вспоминаю о своих проблемах. У меня даже витамин D в норме».

Оппоненты у Наиды и других сторонников хиджамы серьезные. Американское онкологическое общество отмечает, что «имеющиеся научные данные не подтверждают, что хиджама имеет какие-либо преимущества для здоровья». Министерство здравоохранения Камбоджи предупредило, что методика может представлять риск для здоровья и особенно опасна для людей с высоким артериальным давлением или проблемами с сердцем. В Кыргызстане после нашумевшего поста местного популярного певца, утверждающего, что его друг, мастер хиджамы, нашел лекарство от двусторонней пневмонии, Минздраву пришлось выпустить обращение с призывом не увлекаться традиционной медициной с сомнительным эффектом. Врачи с мировым именем, не признающие альтернативную медицину, называют хиджаму «псевдонаучной чепухой» и «причудой знаменитостей» и отмечают, что нет никаких доказательств того, что она работает лучше, чем плацебо. А в пресс-службе ФГБУ «НМИЦ гематологии», куда я обратилась за комментариями, мне сказали, что их специалисты вообще не знакомы ни с самим методом, ни с научными статьями, подтверждающими его эффективность, да и в принципе не уверены, что они существуют.

Тем не менее в России количество школ хиджамы, предлагающих «выйти за рамки современной медицины», растет как на дрожжах, а некоторые из них и вовсе продают франшизы. Чтобы получить сертификат, не требуется даже среднего медицинского образования. На государственном уровне методики традиционной медицины серьезно не воспринимаются. Так что регистрируй ИП и не забывай платить налоги.

Наида говорит, что за годы терапии на ее теле не осталось ни одного шрама, а вот муж здорово пострадал во время сеанса в Турции: «К сожалению, сейчас полно псевдолекарей, которые учатся по роликам на ютьюбе». Как опытный пользователь, девушка настаивает: процедура серьезная, абы к кому идти нельзя. «Вы же не делаете инъекции на дому? Мой мастер по хиджаме – дипломированный доктор. И я доверяю ему настолько, что даже привожу своих детей одиннадцати и двенадцати лет – у них проблемы со зрением. Им хватает одного раза в год. Сама же хожу раз в три–шесть месяцев».

За правильно проведенную процедуру выходит в среднем 300–400 мл крови, что меньше, чем сдает донор, и объем легко восполняется. Случаи кровопотери на сеансах у неквалифицированных лекарей нередки, однако до разбирательств дела практически не доходят: грех жаловаться на «практику Пророка». На сегодня есть данные лишь об одном судебном заседании – после летального случая.

«То, что я вижу в интернете, вызывает ужас, – говорит спаситель Наиды, врач-терапевт Юсеф Али Альфара. – Высшее медицинское образование, хорошее знание анатомии и правильные представления о стерильных условиях в нашем деле крайне важны». Доктор, принимающий в собственном кабинете, причисляет хиджаму к восстановительной терапии и не согласен называть ее «кровопусканием»: «Однажды я разговорился с человеком, который выдает мастерам хиджамы сертификаты. И был крайне удивлен, что они делают настолько глубокие надрезы, что выпускают венозную кровь. За этим лучше идти на станцию переливания крови – хоть кому-то поможете! Я предложил ему принести ученикам стопку листов бумаги и сделать надрез. Прорвал верхний лист – провалил экзамен. Хиджама – это баночный массаж с выпусканием элементов крови. В банке мы видим сгусток нерабочих, в том числе лишенных железа, клеток, которые практически не участвуют в процессе кровообращения». Доктор уверяет: далеко не все дипломированные коллеги скептически относятся к его ремеслу. «Например, известный иммунолог, доктор наук, профессор Александр Полетаев как-то сказал, что называл бы методику «естественным фильтром». Ведь, избавляясь от нерабочих клеток, мы провоцируем выработку новых, в том числе отвечающих за работу иммунной системы. А один из моих пациентов, кандидат медицинских наук, который с 1978 года занимается фагоцитозом, говорит, что рекомендовал бы хиджаму каждой женщине после сорока лет, чтобы легче справиться с гормональной перестройкой». Юсеф Али Альфара настаивает, что на самом деле доказательная база огромна, просто находится вне поля зрения (и интереса) российских врачей. «До пандемии в Арабских Эмиратах каждый год проводились конференции, на которых собирались ученые из более чем шестидесяти стран, чтобы обменяться опытом применения хиджамы. Японцы, например, недавно сделали доклад, что она помогает им излечивать герпес».

Во время процедуры доктор Альфара читает молитву. «Почему дополнительно не воспользоваться ее силой?» А какое вероисповедание у пациента и есть ли оно вообще, ему не важно. Православных, кстати, приходит все больше.

«Если честно, я и сам не верил в хиджаму. Как и в любую другую традиционную медицину, – рассказывает врач-уролог высшей категории 1-й Градской больницы им. Н. И. Пирогова, без пяти минут кандидат наук Дамир Мусякаев, к которому ходит массажист Мунир Ибрагимов. – У меня были жуткие головные боли. Но когда после хиджамы они исчезли, решил, что научусь делать ее сам и буду помогать людям. Учился в России, стажировался в клинике в Саудовской Аравии, которая специализируется на хиджаме: в день туда может прийти человек пятьсот. Там же знакомился с ­медицинскими исследованиями». Доктор Мусякаев лечит бесплатно: «Пророк завещал ходить к тем, кто не берет денег. Люди сами решают, хотят ли они меня отблагодарить». Насечки на коже он сравнивает с иглорефлексотерапией. «Мы освобождаем акупунктурные точки, и в них поступает свежая, богатая ферментами и кислородом кровь. Все клетки крови одинаково заряжены и друг от друга «убегают». Когда одна клетка погибает, ее заряд меняется, и она легко прилипает к здоровой. Так образуются тромбы. Представьте, что на Якиманку не может попасть скорая из-за пробок. Так вот мы их убираем».

«Я бы рекомендовал хиджаму в качестве профилактики всем, кому исполнилось восемнадцать лет, – говорит доктор Альфара. – А также для восстановления после ковида. А вот детям приходить без особой надобности нежелательно».

Помимо общего оздоровления поклонники хиджамы отмечают и внешний омолаживающий эффект. Те же, кто хочет большего, ставят банки чуть меньшего размера прямо на лицо: чтобы разгладить морщины или победить акне. «Мне их поставили на те точки, где пластический хирург делает надрезы во время операции по подтяжке, – делится опытом Наида. – Но дальше одного раза дело не пошло, мне хватает сеансов у косметолога».

«О хиджаме скоро заговорят, – убежден врач-уролог Дамир Мусякаев. – И когда-то она войдет в перечень утвержденных на государственном уровне медицинских процедур».

Тем, кто готов подождать, медики предлагают альтернативу: попробовать одобренные современные методы, улучшающие биологический состав крови: плазмаферез, гемодиализ, внутривенное лазерное облучение. Ну или просто стать донором.